Почему мы не едим кошек?

На модерации Отложенный

На прошлой неделе ведущий итальянской кулинарной передачи Беппе Бигацци рассказал телезрителям, как правильно приготовить кошку. Беппе уволили, а мы решили выяснить: правда ли кошек можно есть? И поговорили с историком еды Дмитрием Середой о традициях употребления кошек в пищу

Дмитрий Середа, историк и гастроном, автор книг «Трюфели. Франция и Италия. Секреты грибной кухни в разрезе истории» и «Восточная и европейская кухни — точки соприкосновения». Книга «Пищевые запреты в истории культуры» готовится к публикации.

Почему люди вообще начали заводить кошек?

Кошек никто не заводил — они пришли сами. Когда человек начал заниматься земледелием, примерно десять тысяч лет назад, появилась необходимость складывать зерно. В зерновых кучах заводились мыши — и кошки приходили туда их есть. Египтяне, которые первыми одомашнили кошку, довольно быстро поняли ее полезность. Получился симбиоз: люди не трогают кошек, а те избавляют их от мышей. Это первая причина, по которой в Европе и на Ближнем Востоке их никто не пытался приготовить на ужин. Вторая — в культурной пищевой традиции, которая складывалась под влиянием религии. В Библии нет ни одного упоминания о кошке, хотя собаку, например, вспоминают очень часто. В книге Левит, которая предписывала, что есть можно, а что — нет, сказано о чем угодно, даже о ящерицах. Кошки никогда не рассматривались в контексте еды.

Почему ящериц можно есть, а кошек нет?

Люди издревле не ели хищников. Кошка — хищник, который к тому же ест то, что вредно человеку.

Медведей ели.

Медведей ели с XVIII века — с того момента, как их начали подавать к ресторанному столу как экзотическое блюдо. Изначально использовали медвежью шкуру и жир, но мяса не ели — оно горькое. Чтобы его съесть, его нужно три недели вымачивать.

Почему хищников не едят?

Повсеместно, от ацтеков до евреев, считалось, что животные, которые едят чужую плоть, нечистые. У всех были свои нюансы, но суть оставалась общей: раз едят плоть — значит, не пригодны к пище. Про собак в книге Левит тоже, кстати, ничего не сказано, но по другой причине: собака — служитель человека, а кошка — симбионт.

Давайте теперь разберемся, почему же кошек все-таки едят. И где это происходит?

В Китае, во Вьетнаме и во всей Юго-Восточной Азии, исключая Индонезию, Сингапур и Филиппины. Все дело в истории. Где живут мыши?

В норках.

В норках, которые они роют в земле. Поэтому в ямах и подвалах, где на Ближнем Востоке и в Европе хранили зерно, заводились мыши. В Китае никогда не рыли зерновых ям. Рис ссыпали на огромные глиняные площадки, где его поедали не мыши, а птицы — главным образом, воробьи. В 1969 году товарищ Мао Цзэдун даже организовал тотальную кампанию по борьбе с вредителями: китайцы истребили всех воробьев. Хлопали в ладоши, не давали им сесть, отстреливали — в итоге, конечно, разразилась экологическая катастрофа. Отсюда видно, что главная причина, по которой они едят кошек, в том, что от них никогда не было никакой пользы. Урожай ели не мыши, а птицы. Именно поэтому в Китае первыми, в 7 веке до н. э., появились боевые соколы. Наши цари в этом плане слегка припозднились. Еще одна причина — вечная проблема перенаселения. Прокормить рисом всех было очень сложно: его надо хитро и долго выращивать. Поэтому люди ели все, что попадалось под руку: и кошек, и обезьян, и саранчу, и змей. А держать животных дома, наоборот, не было принято до XIX века. Это только с европейским влиянием появились собачки, которых держат дома и почему-то не едят.

Собак, получается, едят по той же причине — они никому не были нужны?

Да, азиаты их никак не использовали: ни для езды, ни для охраны, ни даже для боев — никак. Теплый климат, отсутствие крупных хищников и ледникового периода, который пригнал в Европу, например, саблезубых тигров — все это избавило азиатов от необходимости в собаках. И, соответственно, никто их не ценил. Почему бы их не есть?

А вы пробовали кошек? Какие они на вкус?

Как говорят люди пробовавшие, т. е. жившие в Китае, — что-то наподобие курицы. Я бы в жизни не попробовал кошку, или крокодила, или змею — я очень люблю животных. Скорее бы уж человечину. Людей я люблю меньше.