Плох тот врач, после беседы с которым пациенту не стало легче
На модерации
Отложенный
...Возвращаясь по заснеженному бульвару после интервью, продолжаю прокручивать разговор, повторяя как заклинание эту сказанную главным врачом Москвы, доктором медицинских наук, руководителем столичного Департамента здравоохранения Андреем Петровичем Сельцовским фразу. Да, мы все нуждаемся в понимании. Когда болеем - особенно остро. И постоянно балансируем между бесконечной признательностью и перманентной претензией к медикам.
«На белом халате даже маленькая черная точка всегда заметна», - услышала в ответ.
А уж в мегаполисе, где сосредоточено огромное количество больниц, поликлиник, медицинских служб и центров, каждое пятнышко нет-нет да и разглядишь через лупу. Такое беспокойное хозяйство требует и очень жесткого контроля, и серьезной координации, и отменного финансирования. Но есть ведь проблемы... «Есть». Не в характере моего собеседника сглаживать острые углы. Побеждать, преодолевать трудности - да, и даже незначительный прокол в службе здоровья принимать как брошенный ему лично вызов.
- Андрей Петрович, в медицинской помощи нуждаются жители столицы абсолютно всех возрастных категорий. Но, как показывает практика, горожане среднего, работоспособного возраста в поликлиники не спешат. Традиционные отговорки: «Нет времени, большие очереди, не болит пока - и ладно!» Какие из этих причин обоснованы?
- Во-первых, давайте сразу определим главное: ходить к врачу должны все - и преклонного возраста, и среднего, и дети. Степень необходимости в этом разная, но нельзя забывать о том, что заболеваемость сегодня молодеет, и осложнения - явление не редкое. А человеку в репродуктивном возрасте стоит думать не только о себе. Большинство детей появляются на свет здоровыми. К счастью, сегодня степень врожденных патологий снижается. Во многом - благодаря принимаемым мерам и пропагандистской работе не только нашего департамента, но и Департамента семейной и молодежной политики и столичной системы образования. Мы с детства рассказываем людям, что нужно заботиться о себе, вести здоровый образ жизни. Но, к сожалению, ментальность от этого отстает. А понимание того, что визит к врачу - обязательная процедура для всех, прививать необходимо с детства. Поэтому тройственный союз врачей, педагогов и родителей сегодня крайне необходим. Не переломив ментальность, мы не создадим здоровое государство. У нас в обществе, например, напрочь убито желание заниматься спортом. Молодое поколение не хочет, ленится идти в спортзал. Это мы, старшее поколение, его не научили! И недаром в национальном проекте «Здоровье» первая и основная составляющая - спорт. Диспансеризация, план прививок... Все это нужно, но главное-то... Родили здорового ребенка? Сохраните его здоровым! Найдите время и на поддержку организма в хорошей форме, и на контроль за сохранением здоровья.
- Категоричное «больше очередь не занимать!» слышали хотя бы раз в жизни многие потенциальные пациенты в районных поликлиниках. Из этой ситуации нет выхода или у Департамента здравоохранения есть ресурсы, чтобы ее изменить?
- Вы совершенно правы, сказав, что это одна из отговорок. Назовите мне хоть одну проблему, которую у нас можно было бы решить без очереди. Я по крайней мере такой не знаю. Мы специально открыли, хотя по КЗоТу могли бы этого не делать, прием врачей, в том числе и узких специалистов, в районных поликлиниках по субботам. И не просто говорим об этом - кричим! В ответ нередко слышим: «Вот еще, буду я выходной на визит к врачу тратить!» Работают столичные поликлиники допоздна, но далеко не все можно сделать в это время. Ну не сдают анализы по вечерам! Что ж тут поделать? В восемь утра у вас одно давление, а к вечеру, после стрессов, толчеи в транспорте, усталости, оно будет совсем иное. Это тоже нужно понимать. Вы спросите: все ли в нашем городском здравоохранении хорошо? Нет. В нашей системе трудятся 200 тысяч работников. Конечно, не все они первоклассные! Но что характерно: чем лучше оснащена поликлиника, тем качественнее в ней обслуживание. Однако я вас уверяю: построим еще десять новых - все равно будут очереди.
- Горожане нередко сетуют на нехватку узких специалистов в районных поликлиниках. В одной сложно попасть к невропатологу, в другой приема к хирургу или кардиологу ждать приходится несколько недель, да и то, если повезет - успеешь с утра заполнить заявку в заветном журнале предварительной записи. Как департамент решает эту проблему?
- Узких специалистов действительно не хватает. Но мало кто знает, что, согласно действующим нормативным актам, целый ряд специалистов на работу в поликлинику принимать на полную ставку не положено. От нас серьезно отстает штатно-организационная структура: например, окулист и эндоскопист имеют право только на полставки, дерматолог - вообще на четверть. Но мы пытаемся решить и эту проблему. Сейчас в некоторых округах проводим эксперимент. Создали специальную бригаду специалистов, которая в течение недели ездит из одной поликлиники в другую. Что же касается журналов предварительной записи, то мы постепенно заменяем их на электронные терминалы. Это существенно упрощает систему самозаписи и контроля за работой администрации. Мэр Москвы поднял очень высоко планку требований к столичному здравоохранению. Ей нужно, но сложно соответствовать. Но перемены заметны: в последнее время на четыре года увеличился срок жизни москвичей, меньше случаев сердечно-сосудистых заболеваний. При условии тотальной диспансеризации мы в ближайшее время решим проблему раннего выявления больных с онкологическими заболеваниями. Но для того чтобы ситуация улучшалась и дальше, повторяю: человек должен прийти к врачу на прием!
- О нагрузке участковых продолжают ходить легенды. Недавно в «МП» позвонил житель района Кузьминки и рассказал, что в 145-й поликлинике на улице Федора Полетаева к терапевту необходимо записываться на прием чуть ли не за неделю. Это норма?
- Не может такого быть! Вы заболели? Тогда вас обязаны принять в тот же день. Но мы проверим эту жалобу обязательно. У нас есть специальная служба, контролирующая работу администраций районных медицинских учреждений. Была недавно жалоба на поликлинику, в которой записываться к врачам приходилось с шести утра. Поехали туда, стали разбираться. Оказалось, виноват руководитель.
- После гриппа у москвича П. началось обострение хронического пиелонефрита. В клинико-диагностическом центре №3 участковый дал ему направление к урологу, но попасть на прием к этому специалисту удалось только через неделю. Получив направление на УЗИ, пациенту пришлось ждать еще несколько дней очереди на это обследование. Таким образом, лечение горожанину смогли назначить лишь через две недели.
- Это безобразие! Система здравоохранения требует постоянного контроля. Для этого в Департаменте здравоохранения круглосуточно работает телефон «горячей линии»: (495) 251 - 83 - 00. С другой стороны, конечно, в нашей системе существует определенный кадровый провал. Но и эту проблему мы постепенно преодолеваем.
- У столицы есть своя «кузница медицинских кадров» - московский факультет в Российском государственном университете имени Пирогова.
Оправдывают ли надежды выпускники этого факультета? Или они после положенных по контракту трех лет уходят из системы городского здравоохранения?
- Оправдывают и не уходят. Объясню, почему. Сегодня для деятельности врача в поликлиниках Москвы самое раздолье: приличные деньги, хорошее техническое оснащение - все это есть. Кроме того, участковые терапевт и педиатр столичной системы здравоохранения сегодня получают на 10 тысяч больше, чем другие врачи-специалисты амбулаторно-поликлинического звена. И мы ищем возможность, чтобы выпускники московского факультета имели возможность учиться в ординатуре на узких специалистов. Хочу отметить, что в Москве проводится огромная работа по оптимизации расходов городского бюджета в условиях экономического кризиса, мэр столицы Юрий Михайлович Лужков с большим пониманием подходит к вопросам финансирования отрасли здравоохранения, не допуская его сокращения. И это позволяет нам двигаться вперед. В последние годы столичное здравоохранение существенно пополнило техническую базу новейшим оборудованием. Из городского бюджета выделены на эти цели немалые средства.
- А как обстоят дела со средним медперсоналом?
- Сестру тоже надо воспитывать, готовить. Портрет городского здравоохранения - это то, как с пациентом ведет себя медсестра. Хорошую медсестру найти непросто. Труд-то тяжелейший. Но я уверен: все зависит от руководителя. Если он работу воспринимает, как свое личное, то и нехватки персонала, и других проблем не будет. Вообще человеческий фактор - вопрос номер один. Есть такая наука - деонтология, определяющая, как медицинский работник должен общаться с пациентом. От мастерства беседы с больным успех лечения зависит если не на сто, то на 50 процентов точно. Но на это требуется время. А если учесть, что образованность врача падает, как, собственно, всего общества в целом, то и форма общения получается иная. Пациент подчас считает, что ему все должны, а врач - что он вообще наместник бога на Земле. А на белом халате даже маленькая черная точка всегда заметна. Вот мне сейчас позвонили: ребенка положили в больнице не в палате, а в коридоре. Да это ЧП в городе! А причина - в человеческом факторе.
- В «МП» тоже нередко обращаются читатели с вопросами о койко-местах в больницах: всегда ли они есть, почему больного разместили в коридоре?..
- Для этого и дежурят сотрудники департамента на линейном контроле. У нас нет понятия «мест нет» или «нет медикаментов». Вам так ответили? Наберите номер телефона «горячей линии» - обязательно разберемся! Да, система не идеальна... Но, с одной стороны, есть вход, а с другой - обязательно найдется выход: например, обследование пройти в стационаре проще в период с апреля по октябрь.
- Мотивация отказа в медицинской помощи «вы не из нашего района, вы не прикреплены к нашей больнице» оправдана?
- Нет. По закону любой гражданин имеет право выбрать врача самостоятельно. У вас есть полис? Все! Правда на вашей стороне. То же самое касается и больниц. Если есть показания - обязаны госпитализировать. В городе насчитывается порядка 80 тысяч койко-мест. Этого вполне достаточно.
- Трудно обойти тему лекарств. Приходящий по вызову на дом врач нередко выписывает дорогой препарат...
- Здесь нужно разбираться по каждому конкретному случаю, а не голословно. Да, многие препараты дорогие - правда, смотря с чем сравнивать... С пачкой сигарет? Но мы забыли, что в нашей стране практически нет производства лекарственных препаратов. Почему президент сегодня требует создать основную базу фармпромышленности? Прежде всего - для того, чтобы государство могло регулировать ценообразование. Сегодня юридически у нас на это прав нет. Департамент здравоохранения имеет возможность контролировать только качество продаваемых препаратов. В столице более двух тысяч аптек. Около 250 из них - «Столичные аптеки» - находятся в подчинении департамента. В них около ста наименований наиболее востребованных лекарственных препаратов продаются по сниженным ценам, есть скидки для различных категорий горожан, а также возможность приобрести лекарство по «социальной карте москвича».
- Как предотвратить эпидемию гриппа, которая ежегодно захлестывает столицу?
- Прежде всего вакцинацией. 25 процентов москвичей (это 2,5 миллиона человек) мы прививаем за счет городского бюджета - это льготные категории граждан, а также те, кто работает с населением. Если горожанин не входит в этот список, он может приобрести вакцину против гриппа в аптеке, и в районной поликлинике ему обязаны сделать прививку. Но покупать вакцину я категорически советую в государственных аптеках или в принадлежащих крупным аптечным сетям, чтобы быть уверенным в качестве препарата.
- Еще один вопрос, интересующий москвичей, касается работы службы скорой помощи. Все ли благополучно в этой сфере?
- В последнее время работа скорой кардинально изменилась. В городе построено 30 новых подстанций, люди работают совершенно в иных условиях. Оснащенность, специализированные машины, современный диспетчерский зал, где принимаются вызовы... Хотелось бы больше? Да, конечно. Но пока мы обходимся и тем, что есть. В день служба скорой принимает до 10 тысяч вызовов, осуществляет 7 тысяч выездов. Остальные вопросы мы имеем возможность решить по телефону. Порой позвонившему в скорую достаточно поговорить с врачом, получить консультацию по телефону. И для такой формы работы у нас сегодня созданы все условия. Но если звонивший настаивает, приедут обязательно. Зачастую раздаются претензии: почему так долго едет скорая? Надо понимать простую вещь: время у больного течет значительно быстрее, чем у того, кто к нему едет... Он же тоже психует! А в девять часов утра где-нибудь на проспекте Мира попробуй проехать быстро! Отношение к машинам скорой помощи на дороге - вообще отдельная тема для разговора. И это тоже человеческий фактор.
- Андрей Петрович, в одном из интервью вы сказали: «От врача по-прежнему требуются высочайший профессионализм и полная самоотдача». А что, на ваш взгляд, необходимо понимать пациентам?
- Мы работаем сегодня в недостаточно организованном правовом поле. У нас нет ни закона о профессиональной ответственности врача, ни закона о защите прав пациентов. Но есть же простые человеческие качества! Даже если больной не совсем тактичен, это не повод для врача ему хамить. Пациент должен уйти из поликлиники если не довольным, то по крайней мере с пониманием того, что он не безразличен. Это основной тезис работы любого врача. Да, труд медиков очень непрост. Но любые отклонения от обычной человеческой нормы общения недопустимы. Хочу подчеркнуть: каждый имеет право обратиться к руководителю медицинского учреждения и потребовать внимания и решения своей проблемы. Сейчас не время разборок с пациентом. Он всегда по-своему прав: болит ведь у него... Так помоги, выслушай! Ты для этого и выбрал эту профессию. Плох тот врач, после беседы с которым пациенту не стало легче. Искусство врача заключается именно в том, чтобы успеть, найти время для каждого, пришедшего к нему на прием.
Комментарии