Западный обыватель меняет свое отношение к России

На модерации Отложенный

Британская газета Daily Star провела соцопрос: как жители Соединенного Королевства относятся к российским авиаударам в Сирии, и нужно ли Лондону начать войну против террористов ИГИЛ? 84 процента респондентов считают, что пришло время премьер-министру Дэвиду Кэмерону вмешаться и последовать примеру Москвы. Как в целом российскую операцию оценивают за рубежом?

Плачущие дети, разрушенные города, мирное население "у разбитого корыта": вместо террористов так называемого "Исламского государства" Россия безжалостно бомбит сирийские города и ту самую "умеренную оппозицию", о существовании которой доподлинно не известно даже всесильному госдепу. Вот он — стандартный образ российской помощи "кровавому" режиму Асада. Во всяком случае, если верить бесчисленным репортажам CNN, BBC, и далее — по списку.

А вот реальные кадры: Дамаск, Сирия, несколько сотен местных жителей устроили небольшую акцию у российского посольства. В руках у многих — портреты двух любимых лидеров: Башара аль-Асада и Владимира Путина. Распечатали, кто как смог, и наклеили на картонку. В дополнение — плакаты, такие же бесхитростные — красная краска по белой бумаге. Надпись на английском, чтобы весь мир понял: "Россия, спасибо!".

"Конечно же, сирийцы — в общем, они довольны, они приветствуют российские войска, российские ВКС. Они воспринимают российские ВКС как освободителей и, соответственно, Путина — тоже как освободителя, как человека, который — единственный во всем мире, или один из немногих — решил действительно сразиться с этой угрозой и освободить сирийский народ", — говорит сирийский журналист Аббас Джума.

Но одной только Сирией дело не заканчивается. Безоговорочная поддержка от традиционных партнеров Дамаска — Иран и Ливан уже сказали свое "да". Позитивно работу российских ВКС в Сирии оценили и в Египте — о своей поддержке заявил глава МИД Самех Шукри. Фанаты у России появились и в Ираке, в особенности после открытия координационного центра антитеррористической операции в Багдаде. А вот популярная шутка последних дней — ее мы встретили на просторах иракского Интернета. Главный герой — главарь ИГИЛ. В переводе звучит примерно так: "Абу Бакр аль-Багдади, куда это ты собрался? Даже не думай! Путин сотрет тебя в порошок!"

"Разрушая Ливию, они говорили, что дело в Каддафи. Разрушая Ирак, указывали на Саддама Хусейна и оружие массового поражения. Все эти трактовки, распространяемые через СМИ, служат лишь поводом для уничтожения наших государств, нашей цивилизации, наших народов. Я вижу — и это чувство разделяют все арабы, — что Россия понимает, что происходит в Сирии и вообще в арабском мире. Она соблюдает нормы международного права и уважает право нашей страны на суверенитет. Вот почему я убеждена, что русские добьются успеха там, где это не удалось Западу — хотя не знаю, может, он к этому и не стремился", — говорит советник президента Сирии по политическим вопросам и связям со СМИ Бусейна Шаабан.

Небольшое замечание: не все арабы, но многие. Негативное отношение, судя по СМИ, все еще остается у стран Залива — традиционных партнеров США: Саудовской Аравии, Катара, Кувейта.

Не лучшим образом наши действия в Сирии оценивают в Турции — но и такая ситуация вскоре может поменяться.

В прошлое воскресенье, 11 октября, мир увидел новую серию американского сериала Homeland — в России он известен под названиями "Чужой среди своих" или "Родина". Премьера прошла хорошо — в одних только Штатах серию посмотрели почти 1,5 миллиона зрителей. Но больше всего фанатов у "Традиции гостеприимства" оказалось на Ближнем Востоке. Причина — вовсе не в мастерской актерской игре или в сценарии, а в декорациях. Все дело в том, что трое художников, нанятых продюсерами HBO, решили устроить саботаж. Вместо "Славься, Аллах" на стенах предполагаемого лагеря "Хезболлы" в Ливане коротко и ясно изложили свое отношение к сериалу. "Homeland — это просто шутка, но она нам кажется не смешной", "Создатели сериала — расисты", "Да нет у вас никакой родины" — пожалуй, самые нейтральные из этих граффити. Отреагировал весь арабский мир.

"По реакции арабов, мы видим, что наша акция очень многим понравилась! Мы рады, что старались не зря! Когда продюсеры сериала обратились к нам с просьбой помочь, мы сразу же хотели отказаться. Но потом подумали: почему бы не использовать ситуацию для своей выгоды? Мы долго думали, как сделать так, чтобы нас никто не вычислил до премьеры. Но потом поняли: они все равно не могут прочесть то, что мы пишем на стенах!" — рассказал один из авторов декораций, уличный художник Стоун.

"Если террорист — то это обязательно араб, да? И араб — обязательно террорист? Это на самом деле очень прискорбно, и арабы очень обижаются. Я знаю, что есть даже своеобразный комплекс у национальных меньшинств в Америке, в Великобритании. Они боятся. Это, конечно же, дискриминация — и ведь вроде как свободолюбивая страна", — говорит Аббас Джума.

Что примечательно, отношение к России меняется и на самом Западе. К примеру, в британских СМИ все чаще появляются позитивные заголовки — The Independent, Daily Express пишут об эффективности наших авиаударов. Общий вывод — Россия в шаге от победы над ИГИЛ. И в подтверждение — последний соцопрос: 70 процентов британцев поддерживают политику Путина на Ближнем Востоке.

"ИГИЛ увеличила свои территории в Ираке, в Сирии. террористические ячейки "Исламского государства" появились в Европе. Поэтому Россия сейчас привлекает внимание европейцев как страна, которая действительно пытается побороть терроризм. Тут логика следующая: успех России в Сирии ослабит "Исламское государство", а значит, и его террористические группы в Лондоне, Париже, Берлине, Мадриде", — говорит главный редактор журнала Politics First Маркус Пападопулос.

Вот только власти и мэйнстрим-медиа пока не согласны: продолжают критиковать Россию, Асада и Иран. А как иначе, если твой главный партнер — США, и им Москва явно не нравится? Однако наши собеседники отмечают: такое отношение может вскоре измениться. Россия уже показала себя как глобальный внешнеполитический игрок, и эту силу нельзя игнорировать. А значит, вскоре мир ждут интересные изменения.