Почему Барышников избегает России
Сегодня на сцене Нового рижского театра дают премьеру самого ожидаемого театрального события года - спектакля Алвиса Херманиса "Барышников/Бродский". Билеты давно распроданы, а те, кому они не достались, "готовы купить по любой цене".
Особенно активны в поисках билетов россияне, ведь за 41 год, который прошел с момента бегства из СССР, легендарный танцовщик Михаил Барышников принципиально не посещал Россию. Зато родную Ригу Миша любит: покупает тут собаку, заседает в барах-ресторанах, встречается с друзьями, дает пространное интервью журналу Rīgas Laiks(RL)... В канун премьеры портал Delfi собрал самые интересные факты о Барышникове, связанные с Латвией и Россией.
Три года назад, получая награду Фонда Никсона "За вклад в развитие отношений между Россией и США", Михаил Барышников в очередной раз подтвердил: в его планах визита в Россию не числится. В этом смысле Риге повезло – с родным городом связь танцовщика лишь крепнет. В этом году 67-летний танцовщик практически тут поселился и погрузился в работу над постановкой Алвиса Херманиса "Барышников/Бродский", на которую отчаявшиеся ждать россияне готовы лететь в Ригу и покупать билеты по любой цене.
Рожденный в рижской коммуналке. После войны отца Барышникова – подполковника – направили служить в Ригу. Миша родился в коммуналке на улице Сколас, 36а ("один туалет, одна ванная, никогда не было горячей воды", - описал свое первое жилье танцовщик в интервью журналу RL). С суровым отцом отношения мальчика не ладились. Сыном больше занималась мама, Александра Васильевна - бухгалтер и парторг трикотажного ателье "Майга". Она водила его в театры и первую балетную студию на улице Блауманя.

Первый пионерский "чардаш". Танцами Миша начал увлекаться еще во время учебы в 22-й Рижской средней школе, где до сих пор сохранилось уникальное фото белобрысого паренька в пионерском галстуке с подписью "Барышников Михаил, ученик 3 "б" класса, 1958-й год". Именно тогда Барышников исполнил свой первый публичный танец "Чардаш", в паре с юной солисткой балетной студии при паевом обществе "Латпотребсоюза" Катей Харламовой.
Трагедия с мамой. Когда Мише было 12 лет, его мама трагически ушла из жизни. Мальчик в это время гостил у бабушки на Волге. "И все это, извините, по русской традиции, все эти похороны, все эти цветы, ужасно. Все эти открытые гробы…" О том, что мама покончила с собой, он узнал позже – случайно и от чужих людей.
Первый побег. Отношения с отцом не сложились. В то время Барышникова очень поддерживали семьи друзей - однокурсника по хореографическому Андриса Витиньша (впоследствии - танцовщика рижского Театра оперы и балета и фотожурналиста) и одноклассника Миши Майского (в будущем - знаменитого виолончелиста). Помог и первый педагог – Юрис Капралис, который через свою подругу организовал переезд любимого ученика в Ленинград. Во время гастролей в 1964 году Барышникова тайно представили легендарному балетному педагогу Александру Пушкину.
Главный побег. Ровно десять лет спустя Барышников во время гастролей Большого театра в Канаде стал "невозвращенцем". Этот факт своей биографии он называет самым большим везением своей жизни. "…Платформа была расчищена. Я расстался с подругой, с отцом отношения почти что прекратились, и была какая-то печаль. В театре никакой креативности не было, я уже оттанцевал все, что мог. Мой педагог умер. У друзей была своя жизнь… Я тогда решил, что у меня жизни там нет… Кто знает, это могла быть сплошная неудовлетворенность всем и самим собой тоже… Я знал, что хотя бы, что бы не произошло, у меня будет работа и будет интересная работа", - рассказывает танцовщик RL.
Приезды в Ригу.
За время своей "западной" жизни он навещал родину не раз. В 1998 году приезжал с дочерью Александрой (от актрисы Джессики Ланж) и сыном Питером (от Лиз Рейнхардт). Навестил могилу мамы и дал два концерта в поддержку родного хореографического училища, тепло вспоминал своих учителей.
В 2008 году Барышников приезжал договариваться с руководством Латвийской национальной оперы о гастролях, а в 2009 году привез программу "Три соло и Дуэт" и возложил цветы на могилу Юриса Капралиса, скончавшегося за полгода до того. Кроме того, Барышников посетил галерею "Даугава", где приобрел две картины латышских художников Каспара Зариньша и Айи Зарини.
Время от времени Барышников наведывается к другу Андрису Витиньшу, чтобы вместе совершить паломничество по могилам всех родных и близких. ("Мы всех обходим. Места детства меня не трогают, а вот на могиле матери я вспоминаю…", - из интервью RL). Весной этого года в Рижской бирже прошла выставка картин из частной коллекции Барышникова
Собака рижской мечты. Миша всегда был одержимым собачником. Еще в детств, вместе с другом Андрисом, они решили взять двух собак-боксеров из питомника ДОСААФ, ждали, когда щенки вырастут, а когда их разрешили забрать ("Я взял Анжелу рыжей масти, а Миша – собаку тигровой масти", - вспоминал Андрис Витиньш), отец Барышникова, которому щенок испортил ботинок, заставил Мишу продать собаку. Это была трагедия.
В Ленинграде у Барышникова жил пудель Фома. Как-то во время гастролей в Австралии Михаилу подарили щенка афганской борзой Ерему. Но Фома стал ревновать – пришлось отдать афганца в хорошие руки. После бегства за рубеж Барышников окольными путями, через Финляндию, вывез любимого пуделя и не расставался с ним до самой смерти Фомы. Во время своих первых гастролей в независимую Латвию Барышников вспомнил историю о щенке и купил здесь рыжемастную боксершу, которую увез за океан.
Почему он не посещает Россию. В интервью RL танцовщик признался, что до сих пор не понимает страну, в которой прожил 10 лет. При этом считает, что Латвия никогда не была советской страной". И поясняет свою позицию так: "Я это сообразил еще в малолетстве. Что я был krievu puika. Я всегда чувствовал, что Рига – это не мой город, что мы здесь – незваные гости. Мой отец был офицером – орден Красной звезды, член партии и все такое. Отец непростой человек был, они с матерью очень плохо жили. Но все, что было плохо, с его "колокольни" - это от латышей и евреев. То есть другие виноваты, а не мы сами… Мои родители никогда в Латвии не чувствовали себя дома. Они так и не выучили язык, не могли общаться. А я уже довольно свободно говорил по-латышски и даже переводил маме в театре…"
Почему Россия не отпускает. Барышников утверждает, что никакой ностальгии по России никогда не испытывал: "Я вырос русским латышом, и отношение к России у меня совершенно однозначное… Тем не менее, интересно и обидно за то, что там происходит… Мне обидно за людей. Потому что казалось, что вроде уже налаживается. И вдруг опять все провалилось. Кто знает, может, сейчас опять перекроют границы и начнется все с начала".
Лучший друг. Одним из лучших друзей Барышникова в Америке был Иосиф Бродский. По словам танцовщика, в отличие от него, "Иосиф действительно любил свое отечество". История, как однажды, стоя у парома Стокгольм-Ленинград, Бродский и Барышников чуть не шагнули на родину, стала легендой. Как вспоминает в интервью RL Барышников, "Иосиф, я думаю, в отличие от меня, склонялся к короткому приезду. Но тут-то они и решили ему дать ему почетного гражданина Петеребурга. Мэр Собчак звонит ему и говорит: "Приезжайте, Иосиф Александрович, мы здесь такую элиту созовем!"… Иосиф так повернулся, говорит: "Элиту созовут".
На этот раз элиту на спектакль Барышникова про Бродского созывать не потребуется – сама придет.
Комментарии
По миру бродит много таких бегунков не прикаенных.
Скулят на обочинах ,но упорствуют. Ждут, когда мы кресным
ходом пойдём умолять их простить нас за все грехи от царя Гороха.
Жаль мне их. Не рыба не мясо. Так болтаются без Родины без флага.
Речь идёт о России. И кому она дорога тот поймёт
меня. Родина открыта для своих сынов и дочерей.
На Родину как и мать нельзя держать зла.
Человеки в ней разные бывают, а она одна
ну а людям в Росии дебилы из стада хряков卐визгунов,скуляще-трясущие фашингтонскими пробирками,-по "фиг".