У писателей на службе Кремля не мужские лица
Присуждение Нобелевской премии Светлане Алексиевич вызвало легкую истерику среди российского литературного официоза.
Русскоязычную писательницу награждают Нобелевской премией. Какова естественная реакция для русского человека? Наверно, логично испытать чувство гордости. Это весьма странное чувство, но именно оно, как мне кажется, уместно в этом случае, а не когда страна захватывает чужую территорию, пуляет в небеса очередную ракету или даже получает набор "золота" на каком-нибудь чемпионате.
Но не все так просто в нашем мире, а тем более в российском. Наряду с естественной радостью за Светлану Алексиевич на поверхность полезла и злобная пена из уст дорогих коллег-писателей. Громче всех завопил Эдуард Лимонов, назвав писательницу "звездой для домохозяек", "литератором третьего-четвертого разряда" и уподобив "жалостливой мамаше, которая должна сидеть в Комитете солдатских матерей".
Для Лимонова и Нобелевская премия - полная пошлятина. Она де "превратилась в светское мероприятие, похожее на выборы "мисс Вселенной". Нынче ее вручают кому ни попадя. Лимонов даже не может припомнить ни одного большого имени за последние 20 лет.
Придется напомнить. Жозе Сарамаго, Гюнтер Грасс, Джон Кутзее, Гарольд Пинтер, Орхан Памук, Марио Варгас Льоса - о существовании этих писателей Лимонов ни сном, ни духом?..
Не позволил себе молчать и главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков, признавшись, что считает творчество Алексиевич средним уровнем советской публицистики, и как главред выдал свой безоговорочный вердикт: "Каких-то литературных достоинств ее произведения не содержат".
Молодой да ранний Сергей Шаргунов признается, что не испытывает особого желания злопыхательствовать, хотя он прекрасно понимает, что Алексиевич отметили первым делом как диссидента по отношению к Лукашенко и за то, что она считает Россию оккупантом.
Ему также непонятно, почему премию вручают не за большую литературу, а за очерки. И Шаргунов удивляется, почему нобелевку не присудили, скажем, такому "прекрасному, глубокому, настоящему писателю", как Валентин Распутин.
Я отвечу: потому что Нобелевскую премию вручают лишь живым - есть такое правило.
Не смог сдержаться и Захар Прилепин (как видите, вся прокремлевская литературная компашка оказалась в сборе), раскрывший секрет: вручение премии Алексиевич произошло "от колоссального чувства унижения"! Сперва Россия утерла нос Западу на Олимпиаде, потом в Крыму, затем с ДНР и ЛНР и, наконец, в Сирии.
Как видите, компания писателей на службе у государства отреагировала оперативно и идеологически безупречно. А как могло быть иначе? Такое у них предназначение.
А что до Нобелевского комитета, то и он как раз-то проявил поразительную оперативность в реакции на то, что происходит на шарике под названием Земля. Может быть, и для меня логичнее было бы увидеть почтенным премией уже давненько ее заждавшегося Милана Кундеру или даже Харуки Мураками. Или Фазиля Искандера, которого поминает тот же Прилепин.
Но выбор был сделан с точной оглядкой на творящееся на нашем глобусе, над которым нависла тень Третьей мировой войны. Сейчас, в данный момент, актуальнее Светлана Алексиевич. Именно она и своими книгами, и своими действиями призывает нас оглядеться, задуматься и постараться быть людьми, а не носителями идей.
"Какое время на дворе - таков мессия", - писал Андрей Вознесенский, кстати, также не отмеченный Нобелевской премией, хотя заслуживал того. Писал он эти строки о Владимире Высоцком. А нынче их вполне можно соотнести со Светланой Алексиевич.
Какое время на дворе, такие и песни. Такие и премии.
Комментарии
А то нет, еще какая пошлятина, апофеоз пошлости,эталон. Особенно после голубя мира, Обамы.
- Мне нравился и первый Майдан, и второй Майдан, мне нравились люди, которые это делали. Что касается второго Майдана, там есть проблемы с "Правым сектором", с радикалами, но мне нравились сами люди. Но политики, которые потом разменивали этот Майдан, превращали его во что-то другое, - это уже совершенно другая сторона дела. И мне кажется, что Украина очень слабая сейчас, и если Европа, Америка не помогут Украине экономически, политически, то это будет очень трагично. Это действительно может стать такой Югославией тут рядом. Ведь народ там очень плохо живет, и есть озлобление. И бедного человека заставить кого-то ненавидеть очень легко. "
— Ну как. Вот, например, есть я. А есть — [Захар] Прилепин. Он претендует на роль элиты, он писатель. И у него огромное количество поклонников в том же фейсбуке. Они следят за каждым его движением, каждой мыслью, значит он влияет.
— Делает ли человека интеллектуалом большое количество поклонников в фейсбуке?
— Возьмите другой пример: есть я, а есть — [евразиец Александр] Дугин. И с ним мы тоже разобщены. Но даже если не переходить совсем уж на другую сторону, либеральной интеллигенции, которая была бы едина, — сейчас почти не осталось. Многие мои либеральные друзья… Знаете что с ними стало? Они все как один вдруг сделались державниками!
— Почему?
— Это, конечно, Веймарский комплекс. Он существует. Россию нельзя долго держать униженной — это очень опасно. Годы унижений, пережитые Россией, не могли пройти бесследно. Пружина должна была разжаться. И разжалась вот так. В этом еще очень много русского характера, совершенно никем не понятого
— Почему?
— Это, конечно, Веймарский комплекс. Он существует...
—————
Чё? Если ваши друзья вдруг стали понимать действия руководства России, вы на них вешаете какието комплексы? :) вы не считаете, что люди при этом имеют своё мнение. Вы их сразу считаете уродами.
Да вы сами уроды.
Что касается МЕНЯ- я считаю уродами руководство России. И не за "Украину" или "ракеты в Сирии". Но мне нобелевскую премию не присуждали, поэтому свое мнение в данной ветке я не высказываю. Так понятно?
— И он — народ — в этом не виноват.
— Нет, конечно, нет. Я сейчас все больше готова говорить о нашей вине, о вине интеллигенции за провал девяностых. Но это будет очень и очень болезненный разговор. И долгий. И с непредсказуемыми последствиями."