Мораль и власть
На модерации
Отложенный
Еще совсем недавно масса маститых бесхребетных ученых экономистов сладко напевали в ушко народу и Правительству России, что спрос на нефть и газ будет только из года в год возрастать, и поэтому процветание России обеспечено до тех пор, пока эта самая нефть и газ не кончатся. То есть, совсем не скоро. И народ, и правительство этой лести верили охотно. Как теперь оказалось, наше совсем недальновидное правительство, завороженное нефтяным долларовым водопадом, было озабочено не диверсификацией экономики, не ее структурными изменениями, а розыском и освоением все новых и новых месторождений нефти и газа, да строительством нефте и газопроводов.
И вот сейчас, когда кризис не только пришел, но и задержался в России, наступило время для серьезного осмысления произошедшего и для того, чтобы сделать выводы на будущее.
Особенностью современного кризиса является то обстоятельство, что ведущие мировые экономики начали активно искать альтернативные источники энергии, а это для нас , россиян, означает, что уже в ближайшее десятилетие может быть поставлена под вопрос жизнеспособность России, как гигантской сырьевой империи.
И так, спасение России, возможно только в том случае, если она доведет до конца, начатые Б. Ельциным реформы, и проведет модернизацию во всех определяющих сферах политической, общественной, экономической жизни.
Именно об этом говорит наш президент Д.А. Медведев, выдвигая лозунг модернизации.
Однако успешная модернизация возможна в России, на мой взгляд, только в том случае, если одновременно в течение первого десятилетия ( дальше времени не хватит) будут выполнены три условия и у нас появятся:
а) открытая и нравственная власть, б) не жадные промышленники и финансисты, б) способный к самоорганизации средний класс.
В этой статье мне хотелось бы порассуждать только о нравственности и власти.
В условиях, когда по словам профессора Н. Розова "историческая инерция российской политики велика, авторитарная колея глубока, надвигающийся внутренний системный кризис очень опасен", роль и значение честной и нравственной власти не просто возрастает, а становится определяющим фактором. Нынешняя клептократическая российская элита по своей сути элитой в собственном смысле не является. Об этом говорит хотя бы такой факт, что семьи, дети и внуки наших российских вождей в России не живут, обучаются в школах и университетах США и Англии, а выросшие за бугром внуки, уже часто русский язык своим родным не считают и, нередко, его даже не знают.
Способна ли эта политическая элита спасти Россию, сохранить ее самобытность и ее культуру? На мой взгляд ответ может быть только отрицательным.
Однако, не смотря на порочность и развращенность российской элиты, возможности заменить ее на другую здоровую и передовую, пока реально не просматриваются. Более того, возможность заменить нашу клептократическую элиту в ходе честных выборов невозможна из-за неизбежной подмены нежелательных для нее итогов голосования, а попытка отстранить ее от власти в ходе народного возмущения неизбежно выльется в акт кровавой гражданской войны, поскольку наша правящая элита, чтобы сохранить власть, не остановится ни перед какими жертвами и убийствами. Да и развитие событий по второму варианту едва ли возможно, учитывая низкую способность народа к самоорганизации.
Остается проанализировать только имеющиеся в России силы, которые могли бы повлиять на нравственную составляющую власти и тем самым подвигнуть ее на самоочищение, естественно в рамках и на путях не азиатской, а европейской культуры.
Первое, что приходит на ум, это наша знаменитая российская интеллигенция, собранная в различных творческих союзах, так называемая "совесть" народа. Увы, на мой взгляд, на нее рассчитывать не приходится. Вся она заражена холуйством перед властью, кормится с ладошки у власти, а поэтому, какой бы развращенной власть не была, обличать ее и призывать стать нравственной не будет. Лучшим подтверждением этому служит Российская общественная палата. Тут уж не убавить, не прибавить.
Так что оставим интеллигенцию в покое.
Следовательно, необходимо обратиться к тем организациям, которые своей основной целью объявляют укрепление нравственности, спасение человеческих душ и борьбу с человеческими пороками, то бишь грехами.
Здесь в первую очередь можно было бы обратиться к Русской Православной Церкви (РПЦ МП). Давайте вместе посмотрим, насколько наша, как она сама себя считает, национальная церковь способна взять на себя историческую миссию нравственного оздоровления власти, и, как некогда учили апостолы, не ненавидя, одних во власти обличать, а за других молиться.
Но что ей может помешать эту историческую миссию выполнить?
На пути, на мой взгляд, лежат три огромных бревна, которые убрать с дороги не так-то просто. Во- первых это традиционная консервативность РПЦ; во- вторых ее сращивание с государственной коррумпированной бюрократией; и в третьих превращение РПЦ в мощную олигархическую структуру, в крупнейшего в России купца и собственника.
Какими же основными пороками страдает российская власть? Прежде всего она заражена воровством, развратом, пьянством, презрением к собственному народу, ряженым в патриотизм, и, естественно, чудовищной лживостью. Можно было бы называть и иные грехи, но, на мой взгляд, и этих пороков, или по церковному, грехов вполне достаточно.
Зададим себе вопрос, может ли РПЦ МП скинуть выше обозначенные бревна с дороги и, обращаясь к власти и алигархам, открыто, как это делали первые апостолы, сказать им в лицо перед всем больным российским обществом:
- власть имущие и алигархи, ваши молитвы не угодны и даже противны Богу. Ваша надежда на спасение заключается только в том, чтобы умягченные вашими добрыми, честными и благотворительными делами, тысячи и тысячи обездоленных христиан стали бы молиться за ваши погибающие души Господу;
- невозможно не прийти в мир соблазнам, но горе тем, через кого они приходят. Вы главные проводники и источник соблазнов для собственного народа. Вы своим пьянством, распутством, стяжательством развращаете и соблазняете народ;
- если желаете возвыситься во власти и в богатстве, то добровольно умалитесь ниже самого последнего члена общества;
- ваше спасение возможно только через трезвый, честный и открытый образ жизни.
Перестаньте лгать собственному народу. Перестаньте его обворовывать. Перестаньте его спаивать. Являйте собой пример трезвого и добропорядочного христианина.
Способна ли наша РПЦ вслед за Иисусом Христом напомнить своей пастве и прочему народу «… вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Евангелие от Матфея 20.25-28).
«… всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Евангелие от Иоанна 3:19-21).
«облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Послание к Ефесянам святого апостола Павла 6:11-13).
Сегодня РПЦ МП "ради спокойствия" в обществе свою проповедь обращает только к рядовой пастве. О честной, открытой и умаленной власти даже не намекает. Проблему трезвости и не стяжательства откровенно замалчивает. Сегодня для нее основной враг это гомосексуалисты, автоназия, аборты и бездуховность прав человека в европейском понимании.
После избрания нового патриарха Кирилла появилась было надежда, что в РПЦ МП возможны новые, свежие перемены, которые, при известных условиях, могли бы привести к такому обновлению русского православия, чтобы оно способно стало во имя общественного блага взвалить на свои плечи этот тяжкий крест нравственного оздоровления и обновления власти.
Однако не сложилось. РПЦ МП явно надежды не оправдывает.
Есть ли в России другие религиозные конфессии, способные при определенных условиях, взять на себя ответственность за нравственное оздоровление российской власти?
На мой взгляд есть, уважаемые читатели.
Такой нравственной силой вполне могла бы стать старообрядческая русская православная церковь (РПСЦ). Старообрядчество строго требует, чтобы вся жизнь человеческая: государственная, общественная, народная и личная - была пропитана религиозными началами, чтобы вся деятельность была освящена Церковью и благословлена Богом, была омолитвенена и облагодатствована.
Опыт "золотого периода" старообрядчества в конце 19 и начала 20 веков показал, что сравнительно с общим населением страны, старообрядцы в процентном отношении шли впереди всех в деле образования своих детей, обучения их в технических, ремесленных, агрономических, торговых и иных школах, в организации передвижных школ, курсов для взрослых, воскресных школ, в устройстве воскресных вечеров, внебогослужебных чтений и бесед, в открытии библиотек, читален и других просветительных классов, они настойчиво требовали всеобщего женского образования. Что касается вклада в развитие науки и культуры, промышленности и торговли, который был сделан купцами и промышленниками из старообрядцев, то это всем известно и не нуждается в специальном представлении.
Непьющие, некурящие, работящие, преданные семье и государству старообрядцы, если предположить, что наша власть захочет собственного нравственного оздоровления, вполне могли бы эффективно выполнить поставленную задачу. Для этого надо дать широкий информационный простор для их обличительной проповеди пороков нашей власти и отдельных чиновников. Что вполне выполнимо.
Но лично мне представляется, что наиболее эффективно с поставленной задачей могла бы справиться Церковь Иисуса Христа святых последних дней, в просторечии мормонов. Они обладают всеми качествами, которые имеются в благодатной среде старообрядческой церкви.
В своем Символе Веры мормоны записали то, что не записано в символах веры ни в одной из ныне действующих церквей:
11. Мы заявляем за собою право поклоняться всемогущему Богу согласно голосу нашей совести, и предоставляем всем людям то же право: пусть они поклоняются так, как им угодно, где и кому угодно.
12. Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям, государственным служащим, соблюдая, почитая и поддерживая закон.
13. Мы верим, что мы должны быть честными, правдивыми, непорочными, благожелательными, высоконравственными и делать добро всем людям; воистину, мы можем сказать, что следуем наставлению Апостола Павла: "Мы всему верим, на все надеемся, мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести все.
Если есть что-либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы — мы стремимся ко всему этому"
Члены этой церкви, воссозданной такой, какой она была при Иисусе Христе, нацелены не только на высокие нравственные христианские принципы в личном и общественном служении, в них нет ни грана религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости, которые, на мой взгляд в какой-то степени присутствуют среди фундаментальных православных старообрядцев.
Другое важное отличие мормонов от старообрядцев заключается в том, что есть опасность того, что получив мощную государственную поддержку РПСЦ, неизбежно захочет возрождения своего былого величия и потребует для себя особого государственного статуса, как того ныне добивается РПЦ МП. Мормоны в принципе за светское государство, и ни о каком особом статусе, какое бы место в российском обществе они не заняли, даже помышлять не будут.
Впрочем эти проблемы и опасения пока не актуальны.
Мне могут возразить атеисты, что нравственное оздоровление российской власти возможно и без религиозного момента, без обращения за помощью к различным церквям. На этот упрек я могу только ответить одно. Атеизм нигде в мире не создал такого инструмента, который бы объединял множество людей в единое целое исключительно на нравственной основе бескорыстного служения обществу.
Впрочем, если нравственно ответственные атеисты смогут предложить технологии и механизмы нравственного обновления российской власти кроме как увещевания и пристыжения со стороны церкви, то я с радостью такую инициативу поддержу.
Комментарии
Это я о разделе с мормонами и, в частности, о пункте
12. Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям, государственным служащим, соблюдая, почитая и поддерживая закон.
Правда, вопросы само-собой всякие напрашиваются...
Вера должна чем-то подпитываться, словоблудием уж как-то насытились, хочется чего-то реального.
Ежели сейчас начать перечислять именно реалии, то в сухом остатке остаётся лишь утопия...
Вот три аргумента и все - против. Может быть стоит поискать "за" в сотрудничестве с конфессиями протестантского толка?
Бедный, бедный дьявол…
Сидит один на вершине мира,
Плачет и пьет неразбавленный спирт,
Вспоминает строчки любимых стихов.
Последнее время ему очень скучно,
И я его хорошо понимаю,
Ведь у него почти не осталось работы,
Совсем не осталось достойных врагов.
Такое чувство, что его обманули,
Как если б позвали играть с "Челси",
А вышел второй эшелон Забайкалья,
Да еще запасной молодежный состав.
Ведь ему же совсем ничего не стоит
Легким движением разрушить полмира,
но люли и так все делают сами,
Лишая его наделенных прав.
И поэтому ему нестерпимо скучно,
И уже никакой спирт не спасает,
Он даже со скуки готов стать хорошим
И лететь открывать другие миры.
Но в детстве он сделал что-то такое,
Что его больше никуда не пускают
И еще лет тысячу не поменяют
Правила этой странной игры.
Бедный, бедный дьявол.