Что такое «упячка» и «демотиватор» - исследуем подростковый юмор

На модерации Отложенный

Я не ослышалась, он действительно говорит: «Пыщ! Пыщ! Упячка!!!» Разобрать загадочные звукосочетания удалось раза с третьего, пришлось поднести ухо прямо к губам. Это мой брат Матвей отвечает на вопрос: «Что за последнее время тебя сильнее всего рассмешило?» Говорит каким-то специальным шепотом, смотрит хитро, улыбается, и глаза у него горят. «Пыщ! Пыщ! Упячка!» 14-летнему Матвею настолько весело, что его даже не смущает очевидное: я не засмеюсь. «Упячка» — вроде символа принадлежности к тайному обществу. Им можно и похвастаться невзначай — все равно никто не врубится. «Пыщ».

Легче предотвратить увлечение подростка субкультурой, чем потом его из нее извлекать. Как предотвратить? Любовью и контактом. В общем, не знаю, как там с эмоциями и общением, но десятки знакомых тинейджеров в течение полугода поставили себе «Вконтакте» взрослые аватары, убрали информацию о возрасте, заполнили графы «встречается с...» и вышвырнули меня из френдов. Несколько обескураженная, я обратилась к последним «открытым» из них с предложением немного рассказать о своем новообретенном самостоятельном мире. 15 школьников от 12 до 16 лет составили рейтинги того, что в последнее время их больше всего смешило.

1. «Упячка»

Один из самых раскрученных рунет-мемов, изначально — внутренний прикол закрытого сетевого ресурса.

Самые понятные из значений: «слово, смысл которого состоит в полном отсутствии смысла», «синоним полного счастья, возникшего из ничего. Прям как вселенная». «Упячко-движение», известное, помимо прочего, хакерской атакой на сайт Национального банка Украины, борется с «Унылым говном» (УГ).

Сайт «Упячка» представляет собой довольно шизофреническую информационную ленту, которая пополняется пользователями аж с 2007 года и состоит из «фотожаб», флэш-мультиков и эпистолярных экзерсисов поклонников жанра.

2. «Реальные» видео

Под эту категорию условно попадают случайные съемки с домашних камер и мобильников, которые тоже благодаря Сети не только с легкостью распространяются, но и становятся суперхитами. Частные, иногда провоцирующие чувство неловкости, но — самое главное — настоящие. Они вызывают у подростков не меньший интерес, чем «сфабрикованное» кино и телевидение.

 

3. «Специальные» видео

Видеоприколы, рассчитанные, как правило, на «вирусное» распространение в Интернете. В основном это пародии на современное телевидение. «Бомба» последнего полугодия — серия перекрестных репортажей несуществующих «Клубного Подольска» и «Реутов ТВ» (спродюсировано телеканалом «2x2»). Два не слишком презентабельной наружности псевдокорреспондента освещают «самые важные события страны и мира», среди которых, к примеру, выставка кошек:

 

4.

Демотиваторы (демотивационные постеры)

Новейший жанр сетевого фольклора изначально был пародией на советский агитационный плакат. Демотиватор состоит из картинки, слогана и комментария. На одноименном сайте установлена программа, позволяющая с легкостью создавать авторские открытки, которые можно тут же и опубликовать. Далее последует обсуждение — сильный ли мессидж, острый ли юмор, оригинальная ли идея. Демотиваторы порой аморальны, содержат националистические идеи, стебутся над культурой старшего поколения. Есть, впрочем, действительно смешные, трогательные, философские и остросоциальные демотиваторы.

5. Мультсериалы

В основном под эту категорию попадают программы телеканала «2x2» — кажется, единственного востребованного среди подростков. Обсуждаются отдельно взятые серии или даже фрагменты новых серий. Например, коронное появление премьера России Владимира Путина в «Гриффинах»:

 

6. Геймерские приколы

И последняя категория шуток — для тех, кто увлекается компьютерными играми. И без того не слишком одухотворенная виртуальная реальность игры возведена в высочайшую степень бредовости:

 
На шестом ролике с гейм-пародией восприятие окончательно притупляется и хочется остановиться. От юмора нынешних 15-летних веет абсурдом, агрессией, иронией надо всем на свете и желанием сконструировать альтернативную реальность, в большей или меньшей степени противопоставленную реальности взрослых. В сущности, тем же, чем всегда. Только вот нюанс: в их багаже почти нет историй из жизни, пересказов странного вчера и даже просто фотографий. Кажется, возвращаясь из школы, они усаживаются за компьютер и обмениваются, обмениваются, обмениваются фрагментами общедоступной информации, нашинкованной, прожаренной и оригинально поданной.