Знамя российского спорта, которое уронили в Ванкувере, изъявила готовность поднять партия «Единая Россия». Об этом президенту РФ Дмитрию Медведеву смело заявил глава высшего совета ЕР Борис Грызлов, по инициативе которого и состоялась короткая, но весьма насыщенная встреча президента с руководством партии.
Президент объяснил, что ответственность за провальное выступление на Олимпиаде должны нести ответственные лица, изъявил желание помочь с написанием заявления об уходе этим самым лицам, а также поставил задачу кардинальным образом изменить подготовку спортсменов.
Борис Грызлов провал в Ванкувере расценил не только как личное оскорбление, но и как злонамеренный подрыв им же придуманной национальной идеи («Всегда и везде быть первыми») — очевидно, поэтому и решил, что процесс очищения под особый партийный контроль должна взять именно его партия.
Вот тут за наш спорт стало по-настоящему страшно. Вполне может случиться, что ванкуверские беды — ничто по сравнению с ликвидацией их последствий.
Если кто-то думает, что Борис Грызлов озаботился созданием некоей новой системы спортивного образования, то он сильно ошибается в возможностях и намерениях председателя Госдумы.
Советская власть выстраивала лучшую в мире систему добровольно-принудительного физического воспитания в течение тридцати лет (за вычетом пяти военных). А затем еще три с лишним десятилетия (после выхода на международную арену и завоевания первых олимпийских медалей в 1952-м) шлифовала систему спорта высших достижений, которая исправно давала необходимый спортивно-политический результат.
Из структурных остатков той системы, давших полтора десятка ванкуверских медалей, новой вертикали не выстроишь, что даже Грызлов понимает. На то, чтобы создать новую модель, которая в качестве базовой основы предполагает широчайший спектр спортивных услуг, их доступность, технологическую и инфраструктурную обеспеченность для всего населения, уйдет жизнь не одного поколения. По ходу воплощения и не вспомнят, кто начал благородное дело, так что подобная задача — не для правящей партии нового типа.
Что остается? Правильно — Сочи. Историческо-субтропическую Олимпиаду надо не только подготовить, организовать и провести (этим занимается оргкомитет «Сочи-2014»), но и выиграть. Задача после Ванкувера выглядит нерешаемой, но партия всегда там, где трудно — если подойти к госкормушке с умом.
Для респектабельности, правда, стоит принять закон о спорте и долговременную программу развития физической культуры, которые будут реальны в той же степени, что и другие судьбоносные законы и программы. Главное — чтобы они были.
А для воплощения национальной идеи (ее нужно сообразно моменту конкретизировать в духе «всех мочим в Сочи что есть мочи») придется заняться кое-каким ремонтом.
А именно: укрепить существующие олимпийские центры, создать парочку новых, организовать несколько элитных групп из реальных кандидатов по каждому виду спорта с привлечением зарубежных специалистов и точечной натурализацией будущих чемпионов (в тех видах, где элитный отряд набирать не из кого), обеспечить всем необходимым для постоянных тренировок за границей (это легче, чем создавать свою инфраструктуру, к тому же она и так создается в одном месте) — и вперед, к сочинским рекордам.
Под это дело не составит труда придумать особую структуру — что-нибудь вроде «ЕР — Пьедестал-2014», после чего вопросы взаимоотношений с общественными организациями в лице Олимпийского комитета России и спортивных федераций отпадут сами собой. С деньгами тоже не проблема: партия сама вынесет на рассмотрение, сама утвердит бюджет, сама будет контролировать денежные потоки.
При сопоставимых с общим олимпийским бюджетом расходах на дополнение в миллиард-другой долларов — двадцать не двадцать, но полтора десятка золотых медалей взять можно. А это уже будет рекорд всех времен и народов, на одну медаль превышающий нынешнее достижение канадцев, что и требуется доказать. О том, что оставлено позади, можно будет подумать позже.
Остается решить, что делать с проштрафившимися чиновниками: Леонидом Тягачевым, Виталием Мутко, Владимиром Кожиным как председателем Ассоциации зимних видов спорта, а также прочими единороссами, включая, страшно сказать, главного. Которые, находясь на разных спортивных и курирующих спортпостах, и довели страну до Ванкувера.
На ставленников Владимира Путина Тягачева и Мутко, которые много чего наговорили в преддверии Олимпиады, уже повесили всех собак. Но у больше всех обещавшего президента ОКР давно в руках никакой реальной власти — только представительские функции, а второй, не просчитав ситуацию, недавно покинул насиженное и хлебное место футбольного руководителя.
Оба — продукты отсутствия какой-либо системы, обоим (на прощание?) можно сказать спасибо хотя бы за то, что эти Игры впервые за много лет прошли без допинг-скандала, связанного с российскими спортсменами. Виталию Леонтьевичу отдельное спасибо за то, что личным решением отправил конькобежца Ивана Скобрева тренироваться в Италию, чем обеспечил стране две медали.
Что обеспечат новые единороссы даже с учетом широкомасштабных перспектив — еще вопрос. Самым техничным решением было бы вернуть Виталия Мутко на футбол с задачей выиграть чемпионат мира-2018, под его преемника Сергея Фурсенко создать комитет «Лондонский пьедестал-2012» (вы не забыли еще про Олимпиаду в Лондоне?), а Министерство спорта упразднить за ненадобностью.
И все будут довольны.
Комментарии
Как сказал поэт: "Свежо питание, а сер*ется с трудом!"