Гори оно все олимпийским огнем-2
На модерации
Отложенный
Закончились худшие в истории отечественного спорта Олимпийские игры. 11-е общекомандное место, всего 3 золота. Высшее руководство страны обзывает спортивных чиновников «жирными котами» и готово «помочь им» уйти в отставку. А вот я думаю, что эти Игры еще не самые плохие для нас. Восемь лет назад в Солт-Лейке было куда как хуже. Пускай золотых наград тогда было пять. Зато вся та Олимпиада прошла под знаком «русского» допинга и русских скандалов. Мы скандалили каждый день по любому поводу и под конец едва вообще не покинули Олимпиаду до срока. Не думаю, что тогдашние две лишние золотые медали компенсировали ту стыдобищу.
Теперь же обошлось и без допинга и без скандалов, если не считать Плющенко с его «платиновой медалью». Но ведь помимо не сумевшего достойно проиграть Плющенко был и положительный конькобежец Скобрев, честно сказавший, что своей серебряной награде он рад, но по совести должен был остаться третьим, потому что настоящим чемпионом должен был быть дисквалифицированный Свен Крамер. Так что мы не опозорились и не оскандалились — и это уже отличный результат. А что медалей мало выиграли…
Я честно не понимаю, почему такой итог вызвал столь бурное удивление. Весь олимпийский цикл после прошлых Игр наши спортсмены выступали ничуть не лучше, чем выступили в Ванкувере! Просто широкая публика включает спорт только во время Олимпиад и для нее всё это стало откровением. Но специалистам-то удивляться нечему. Конечно, хотелось бы дать всем рекордам наши звучные, блин, имена. Но мало ли что нам хотелось! Это как те граждане, которые лежат на диване, пьют пиво и возмущаются, почему это у кого-то есть несметные богатства и почему это «одним всё, а другим ничего». Олимпийские победы на пустом месте не вырастут. Неоткуда было пролиться золотому водопаду!
Придется снова писать о том, что Зимние игры — это технологии. Санно-бобслейные трассы, трамплины, горнолыжные комплексы и трассы для фристайла и сноуборда, винтовки и патроны для биатлонистов, лыжи, мази и парафины для них же и для лыжников, сани, бобы и скелетоны — ничего этого у нас нет. Поэтому практически вся подготовка проходит за рубежом. Но сколько человек можно вывезти «в зарубеж»? Пять, десять, пятнадцать человек из первой сборной, но чтобы попасть в первую сборную надо пройти к ней весь путь от детской секции. А если секций нет? Если нет всего того, что я перечислил двумя строками выше? В тех же прыжках с трамплина получается так, что наша национальная сборная — это чуть ли не вообще все, кто занимается трамплином в стране! Получается здание, в котором нет не только фундамента, а вообще ничего, кроме крыши, висящей в воздухе! Мы честно признали, что из 85 олимпийских дисциплин конкурентоспособны лишь в 36-ти. То есть больше половины программы — вообще не про нас. Как при этом кто-то мог надеяться на мировое лидерство? Если где-то в «наших» видах нам не повезло или конкуренты оказались ловчее, компенсировать недостачу просто негде.
Игры в Сочи через четыре года. Сейчас Медведев даст пинка Тягачеву и Мутко, но выступать-то всё равно не им. И даже если вдруг откуда-то возникнут гениальные начальники взамен бездарных, выходить на арены все равно спортсменам. Но где взять будущих чемпионов? Большинство чемпионов Сочи были в Ванкувере! За четыре года совершенно новых спортсменов уже не подготовить. А что представим мы, если в 50 видах программы мы либо не способны никого выставить в принципе, либо выставляем людей, занимающих 30-е места? Сейчас под Сочи в большой спорт начнут закачивать миллионы денежных знаков.
Но это, уж простите, как беременность, которую невозможно вместо девяти месяцев провести за пять. Эти деньги требовались «вчера».
Нам, правда, сейчас говорят об огромных инвестициях перед Ванкувером. Но к величине этих вложений можно относиться по-разному. За четырехлетие, по грубым прикидкам, на подготовку национальных команд мы потратили 2,5 миллиарда рублей. Если разделить на три золотые медали, то получится безумная цена за каждую победу. А с другой стороны, газпромовский «Зенит» тратит разве что чуть меньше лишь за один год, позволяя себе, например, покупать за миллиард не бог весть какую звезду — португальца Данни. Так что всё относительно.
Впрочем, на бедность наши олимпийцы жаловаться перестали. А уж в ближайшие четыре года и подавно не будут сетовать. Но дело не в деньгах и даже не в их количестве. Потому что потратить их можно с умом или без толку. Я не говорю об обычном воровстве — это само собой. Я говорю о том, что касается управления. Недавно заступивший на пост руководителя конькобежной федерации бизнесмен Кравцов назвал свою подопечную организацию коротко — трухлявый пень. Точно так же можно охарактеризовать почти любую спортивную федерацию в России и всю систему организации спорта в стране. Самая лучшая армия не одержит победу без командиров. В тех же коньках каких только тренеров у нас нет. Кто-то пошутил, что пока у других один тренер тренирует четырех спортсменов, у русских четверо тренируют одного. И что? Обе медали выиграл Иван Скобрев, приложивший титанические усилия для того, чтобы уехать в Италию и готовиться под руководством итальянского специалиста. Те, кто работал в России, не добились абсолютно ничего. И в то же время наш тренер Веретельный готовит олимпийскую чемпионку, польскую лыжницу Ковальчик. Тренеры Шпильбанд и Зуева выводили чемпионов и серебряных призеров в танцах на льду — канадцев и американцев. Самое популярное шоу в стране — звезды на льду по двум федеральным каналам. Артисты и поп-идолы ползают по льду, получая от жюри 6.0, а настоящие фигуристы впервые за 46 лет приезжают домой без золота.
Если сложить всё это вместе, мы должны не метать молнии и громы, а признать, что вопреки всему наши спортсмены выступили в Ванкувере достойно. Быть может, лучше, чем должны были. А если нас это не устраивает, то это не столько проблема их выступления, сколько проблема наших ожиданий.
И еще об одном. В либеральных кругах идет живая дискуссия о том, нужно ли вообще вкладывать деньги в большой спорт. Не лучше ли вложить их в массовую физкультуру, в оздоровление нации? И я, безусловно, согласен с тем, что для государства массовый спорт, физическое здоровье самых обычных людей должно быть гораздо важнее. И более того: никаких олимпийских побед без массового, всеобщего увлечения спортом и здоровым образом жизни не будет — количество неизбежно перейдет в качество. Но замечу, что и массового спорта без спорта профессионального быть не может. Потому что маленькие детки не придут в секции просто так. В этом возрасте их не увлекут абстрактные преставления о пользе спорта для здоровья. Им нужны примеры, нужны чемпионы, желание стать такими же, как эти знаменитые атлеты. Так что вопрос стоит не «или-или», не одно вместо другого. Нужен и большой спорт и массовый.
Хотя глупо, конечно, потратить такую прорву денег на Сочи, раструбить во все пропагандистские фанфары об этом важнейшем нацпроекте, чтобы через четыре года продуться вдрызг. На ближайшие четыре года и спорт в частности и страна в целом станут заложниками сочинской Олимпиады.
Комментарии
PS. И надо честно разрешить любые допинги, сделав доступной информацию об их побочных эффектах. Лицемерие антидопиновщины омерзительно.