Невыученные уроки «Хромой лошади»

На модерации Отложенный

Внимательно следил за недавней поездкой премьера В.Путина на Саяно-Шушенскую ГЭС, сопровождавшейся нажатием кнопки пуска восстановленного после аварии 6-го гидроагрегата. Засвидетельствовать, так сказать, свое почтение энергетическим баронам. А как же без него?

- Надеюсь, – сказал он, – это отразится на тарифах в сторону их снижения.

Интересно… Когда и на что у нас снижались тарифы?

Все как в известном анекдоте из жизни чукчей: зачем прилетал вертолет?

Всех, конечно, прежде всего, интересовало: что скажет премьер о причинах смерти 75 рабочих и служащих, погибших на ГЭС от выжимания из нее соков и «раздлбайства»? Почему никто из виновников не только не арестован, но даже не уволен? Что за снисходительность? Как обстоит с предоставлением жилья пострадавшим семьям? Какие пенсии «по утере кормильцев» назначены сиротам? Где, у кого они нашли приют? На какие средства живут? Ни одного ответа.

И стало ясно: лицемерно замолчав причины крупнейшей в постсоветской России техногенной катастрофе и ее виновниках, премьер Путин недвусмысленно дал понять: «посадок» не будет.

Олигархи, видимо, против. Да и Анатолий Борисович – тоже. Хотя комиссия Ростехнадзора как раз назвала его далеко не последним виновником во взрыве плотины.

Судя по всему, власть не собирается извлекать уроков из пожарища и в пермской «Хромой лошади». Всероссийский «шмон» по ночным барам и борделям, устроенный после гибели 155 человек, извлечением уроков никак нельзя назвать.

На эту мысль наталкивает недавняя встреча президента Д.Медведева с главой МЧС. С.Шойгу.

Что же сказал глава государства после всего случившегося?

А то, что «неприспособленные под развлекательные заведения помещения надо закрывать».

На то выдающееся умозаключение президенту потребовалось целых два месяца.

А ведь сколько было сказано высокопарных слов, что власть сделает все, чтобы подобная драма не повторилась. Но прошлись, как говорится, по «хвостам». Глубинные причины остались нетронутыми.

Вот почему сегодня так важно еще раз вернуться к тем трагическим событиям.Развенчание Шойгу

Уже первые часы ЧП после пермского пожарища выявили полную беспомощность властной вертикали. Всем тогда казалась, что к месту драмы вылетит сам Путин. Обязан был вылететь! Что с первых минут там окажутся местные власти во главе с губернатором края Чиркуновым. Не тут-то было! Все куда-то попрятались. А Владимир Владимирович лишь направил губернатору телеграмму, где попросил выразить соболезнования семьям погибших. Неслыханное, как говорится, дело!

Сначала пресс-секретарь премьера Песков объявил, что для расследования причин пожара в Пермь вылетает правительственная комиссия во главе с министром МЧС. Однако потом мы увидели, как три министра – С.Шойгу, Р.Нургалиев и Т.Голикова – в режиме видеоконференции отчитывались перед Д.Медведевым о принимаемых на месте мерах.

Президент назвал случившееся следствием «раздлбайства, которое уже стало национальной угрозой». И потребовал от генпрокурора Чайки «пройтись по всей цепочке», чтобы установить всех виновников…

Сообразительный Шойгу тут же отстранил от работы верхушку краевого управления пожарного надзора во главе с начальником Мухутдиновым. А вскоре тот и вовсе был взят под стражу по обвинению в «халатности». Так из «председателя правительственной комиссии по расследованию» Сергей Кужугетович превратился едва ли не в косвенного виновника трагедии.

Во всяком случае, в Госдуме зазвучали призывы к его отставке. Его несостоятельность как специалиста по предотвращению подобных ЧП стала очевидной. Тем временем были арестованы руководители клуба во главе с его владельцем – гражданином России и Израиля Заком. Богатейшим и влиятельным человеком в крае…

Я следил за калейдоскопом событий и никак не мог понять: кто же руководит расследованием этого «вселенского раздлбайства»? Генпрокуратура? МЧС? Премьер или сам президент?

Вы не поверите, но мне так и не удалось найти приказа или указа об образовании такой комиссии. Его просто не было. Нет его ни на президентском, ни на правительственном сайтах и по сей день.

Выходит, никто не захотел взять на себя ответственность, чтобы сказать всю правду о случившемся и разработать комплекс исчерпывающих мер по профилактике подобных катастроф.

И это тем более удивительно, что в стране в год от больших и малых пожаров погибает 13-15 тысяч взрослых и детей. Вдумайтесь: больше, чем погибло советских солдат и офицеров за 10 лет афганской войны!

Опять же вопрос социальной защиты семей пострадавших. После гибели родителей в пермской «душегубке» полными и неполными сиротами остались более 100 ребятишек. Какова их судьба? Какая им нужна помощь? Где они живут, кто их приютил? Бабушки, дедушки или чужие люди? Почему кто-то решил, что обществу это безразлично? Какие им будут начислены ежемесячные пособия «по потере кормильца»? Все те же смехотворные 2,3-3 тысячи рублей?

Выяснилось, что губернатор-миллиардер О.Чиркунов, виновным себя ни в чем не считает, подавать в отставку не собирается и платить сиротам какое-нибудь вспомоществование – тоже. Хотя прокуратура и выяснила, что в последние годы он сократил финансирование здравоохранения в три раза, а в больницах города для приема и лечения пострадавших «не было самого необходимого».

Немало в те дни мы наслышались о формальных проверках «Хромой лошади» со стороны пожарных, других надзорных инстанций и их коррумпированности. Но разве не кошмарными выглядят «правила», по которым для открытия злачного места и другого «малого увеселительного предприятия» в каком-нибудь малоприспособленном подвале совершенно не нужно разрешения пожарной инспекции? Инспектор же может появиться там лишь спустя три года после открытия и потом проверять его … не чаще чем раз в год. Кому неясно, что такие «правила» нужно отменять в срочном порядке!

А разве не перезрел вопрос о запрете использования при отделке больниц, школ, детсадов, злачных мест ядовитого импортного пластика и другой синтетики, выделяющей при горении удушающие газы типа синильной кислоты и фосгена? Такие огнеопасные материалы в СССР были просто запрещены СНиПами. Но владельцы «малых увеселительных предприятий» в погоне за дешевизной предпочитают закупать именно их. Так сколько еще нужно смертей, чтобы власти зажгли «красный» на их применении?

Словом, мне казалось, что в Госдуму в самом срочном порядке будут внесены законы о профилактике подобных пожарищ, об ужесточении ответственности за неисполнение предписаний пожарных инспекций, расширении их надзорных прав.

Однако «Единая Россия», вожди которой любят говорить, что они отвечают за все, что происходит в стране, словно воды в рот набрали. Ни одного законопроекта! Ничего вразумительного не сказали по этому поводу спикер Грызлов и председатель комитета по социальной политике Исаев. Им тоже запретили «кошмарить бизнес»?

Хочу напомнить мнение депутата Госдумы Нины Останиной из комитета по делам женщин, семьи и детей. Она предлагает законом установить точный размер компенсаций семьям погибших на производстве, как, например, на Саяно-Шушенской ГЭС, и в таких общественных местах, как «Хромая лошадь» или «Невский экспресс». И это не должны быть нынешние издевательские 100-300 тысяч рублей. Нужно предусмотреть социальное обеспечение сирот, включая их обучение в вузах и предоставление жилья. В таком законе нужно записать, что, например, работодатель выплачивает пожизненную пенсию семье в размере оклада погибшего на его производстве работника.

Сегодня, к примеру, государство платит вдове убитого взрывом в шахте горняка пенсию в размере 2500 рублей в месяц. В других подобных ЧП – не больше. Вдвое меньше прожиточного минимума. Это же позор! В трех последних катастрофах, так или иначе, присутствует вина государственных органов. Что же получается? Государство, отнимая у детей отца или мать, выдает им совершенно нищенские пособия «по птере кормильца». Эту несправедливость надо исправлять как можно быстрее. Ответственность государства должна быть адекватной.

Вот сколько «горящих» вопросов!

Что касается крушения «Невского экспресса», о нем вообще молчок. Подсудимых по «первому взрыву» двухлетней давности суд в части обвинения в теракте оправдал. А по-второму нет даже подозреваемых. Молчок! Генеральный прокурор Ю.Чайка, что скажете?

Выходит, попиарились, поиграли в строгих дядей и забыли?

А это значит, как ни прискорбно звучит, что мы не защищены от новых трагедий.