На процессе Самодурова–Ерофеева
На модерации
Отложенный
1 марта 2010 года на процессе по уголовному делу бывшего директора Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и экс-заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева начали выступать свидетели защиты. Суд допросил первого из них - историка искусства и художника Дмитрия Гутова.
Дмитрий Гутов сообщил, что хорошо осведомлен о выставке "Запретное искусство-2006", ставшей предметом судебного разбирательства. Свидетель сам принимал в ней участие с одной из своих работ, которая называлась "Новогодний календарь-2007". К тому же Дмитрий Гутов, как профессионал в своей сфере, и ранее был знаком с произведениями искусства, выставлявшимися на теперь "подсудной" экспозиции.
Анализируя подшитые к делу снимки экспонатов, историк искусства пояснил, что именно хотели выразить своими работами художники и почему такие картины оказались неправильно понятыми некоторой частью зрителей. Исследование свидетелем, судом и процессуальными сторонами фотографий с выставки превратилось по сути в своеобразную "лекцию" о современном искусстве.
"Существует огромный разрыв между профессиональным сообществом и более широкой аудиторией. Сплошь и рядом происходит конфликт, когда искусство сталкивается с реальной жизнью. Недоразумения, когда начинают обвинять художников в том, что они переходят некую грань, происходили и происходят во всей истории искусства", - заявил Дмитрий Гутов.
По мнению специалиста, обвинять художников - участников экспозиции в намерении оскорбить чувства верующих - это то же самое, "что обвинять актера, играющего роль Отелло, в том, что он душит женщину".
Не преследовали такой цели, как уверен Дмитрий Гутов, и организаторы выставки - Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев. На самом деле экспозиция была посвящена проблемам цензуры и самоцензуры в искусстве.
"Мы имеем дело с негласной цензурой, которая абсолютно произвольна, не опирается ни на какие нормы права. Это узкопрофессиональная проблема художественного сообщества", - отметил Дмитрий Гутов.
Напомню, что именно в разжигании религиозной ненависти обвиняются Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев - им вменяется 282 статья УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку религиозной принадлежности с использованием служебного положения").
По просьбе адвокатов подсудимых - Ксении Костроминой и Дмитрия Курепина свидетель около двух часов доводил до суда смысл художественных работ.
Так, работу Вячеслава Сысоева "Свет против тьмы" (1986 года), представляющую собой игру, персонажи которой, с одной стороны - священник, верующие в храме, а с другой - комсомолец и сотрудник НКВД, этот храм сжигающие, Дмитрий Гутов разъяснил следующим образом.
"Художник делает игру, чтобы показать, что атеистическая агрессия враждебна культуре, это - критика агрессивного атеизма. Именно этой проблеме посвящена работа, она направлена на защиту веры. Данная работа носит антиатеистический характер".
Свидетель особо подчеркнул, что работа "Свет против тьмы" была создана в советский период гонений на веру. Время создания произведения искусства, по мнению специалиста, имеет принципиальное значение для правильного его понимания.
Картину художника Александра Косолапова, включающую изображения лика Христа и эмблемы компании "Макдоналдс" с надписью "This is My Body", Дмитрий Гутов назвал критикующей современную масс-культуру и защищающей общечеловеческие ценности.
"Современное искусство является критикой современной цивилизации за ее неглубину, критикой масс-культуры за ее агрессию, проявляющуюся в том числе через рекламу. "Макдоналдс" - это символ масс-культуры, которая претендует на то, чтобы заполнить нашу жизнь целиком, выбивая из нее все остальные ценности. Современное искусство вырабатывает формы защиты. В этом высокий гуманистический смысл данной работы. Искусство направлено на защиту человека".
Объяснения Дмитрия Гутова очень не понравились верующим, присутствовавшим на судебном заседании в качестве публики.
"Его надо сажать туда, на скамью подсудимых!" - послышались их выкрики из зала.
Гособвинитель Александр Никифоров, судя по его вопросам, тоже был настроен скептически: "Художник несет ответственность за свои работы? Куратор несет ответственность?"
Адвокаты выразили протест против подобных формулировок. По мнению Ксении Костроминой и Дмитрия Курепина, было непонятно, какого рода ответственность имел в виду прокурор.
"Любую!" - безапелляционно и с нажимом заявил Александр Никифоров. А судья Светлана Александрова сочла эти вопросы правильными и уместными.
"Профессиональную - да", - ответил свидетель.
В праве ли художник играть на чувствах верующих?" - продолжил ободренный поддержкой председательствующей прокурор.
"Вопрос мне непонятен", - признался Дмитрий Гутов.
"Давайте мы точно так же изобразим жертв Холокоста, репрессий…" - теоретизировал Александр Никифоров.
"Я не знаю, какую именно вы картину имеете в виду, поэтому затрудняюсь комментировать", - сказал специалист.
"Никакую!" - послышались смешки из зала. На этот раз - со стороны сочувствующих подсудимым.
Прокурор демонстрировал все более отчетливые признаки неудовольствия показаниями свидетеля, его готовностью исчерпывающе комментировать всевозможные произведения искусства.
"А вы что, знакомы со всеми художниками?" - раздраженно спросил гособвинитель.
"Мне не нужно быть знакомым с художниками, я так же анализирую работы, сделанные до нашей эры", - объяснил Дмитрий Гутов.
По залу прокатился смех. И его объектом был очевидно не свидетель.
"Какая задача ставилась устроителями выставки?" - продолжался допрос.
"Простите, но я потратил два часа, это объясняя", - развел руками художник.
"С чьей точки зрения вы объясняете смысл работ?" - не отступал Александр Никифоров.
"С точки зрения объективной реальности", - уверенно ответил специалист.
"Вы считаете, что это наше общество неподготовлено к восприятию таких работ?" - вдруг усмотрел в ответах свидетеля антироссийскую направленность прокурор. На слове "наше" он сделал акцент.
Но почва для развития этой темы оказалась неблагодатной. Дмитрий Гутов уточнил, что непонимание широкой аудиторией современного искусства (и искусства вообще) - явление не уникальное и встречается во всех странах мира.
"Почему же "Распятие" Сальвадора Дали не оскорбляет верующих, а "Известия" Вагрича Бахчиняна - оскорбляет?" - подозревал злой умысел гособвинитель.
"Вы ошибаетесь, работа Сальвадора Дали в свое время вызвала грандиозный скандал", - поспешил развеять заблуждение Александра Никифорова свидетель.
Прокурор, зардевшись, низко наклонился над материалами дела. Однако взял себя руки.
Допрос происходил еще некоторое время. Успели вспомнить и Коперника, чьей гелиоцентрической теорией, как свидетельствуют исторические документы, когда-то тоже были оскорблены верующие, и Достоевского, чей роман "Преступление и наказание" подтолкнул иные неадекватные натуры к совершению убийств.
За последний - "литературный" - пример Александр Никифоров тут же ухватился.
"То есть, подводя итог, люди, которые оскорбились выставкой - это нездоровые, больные люди!" - даже не спросил, а утверждающе воскликнул прокурор.
"Ничего подобного я не говорил!" - решительно возразил Дмитрий Гутов.
Адвокаты и подсудимые тоже выразили возмущение столь вольной интерпретацией показаний свидетеля и предложили проверить все сказанное по протоколу и диктофонной записи.
Однако судья Александрова не стала усугублять спор между процессуальными сторонами и объявила, что заседание закончено. Следующее заседание Таганского суда по делу Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева начнется в 14 часов 30 минут 12 марта. Ожидается, что на нем выступит новый свидетель защиты
Комментарии
Так мы окончательно скатимся к демократии. Еще чего придумали, состязание обвинения и защиты, так докатимся до судебной практики в Римской империи. Это там придумали: "Презумцию невиновности".
Нам это не нужно. Мы ведь "передовая" страна.