Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин предложил формировать участковые избирательные комиссии по тому же принципу, что и коллегии присяжных — с помощью случайной выборки.
В докладе о ситуации с правами человека в России в 2009 году Лукин отмечает, что подавляющее большинство получаемых им жалоб на нарушение избирательных прав связано с работой избиркомов.
Комиссии в настоящее время формируются из людей, полностью зависимых от местных властей. По мнению Лукина, предлагаемый им механизм случайного выбора обеспечит «большую возможность сделать так, чтобы люди на контрольном пункте выборов в меньшей степени зависели от местного начальства», ограничит фальсификации, усилит общественный контроль над избирательным процессом и избавит избиркомы от «нередко обоснованных обвинений в политической ангажированности».
Обвинения в адрес избиркомов и вправду часто бывают обоснованны. Именно они (а не губернаторы, мэры или президентская администрация) играют важнейшую роль в избирательном процессе. Именно они — учителя, врачи, воспитатели детских садов, собесовские работники и другие бюджетники, из которых формируются избиркомы, — отказываются регистрировать на выборах «неугодных» кандидатов, выдают бюллетени «летучим бригадам», голосующим на десятках участков, вкладывают в урны пачки заранее заполненных бюллетеней и переписывают протоколы голосования.
Без этих «миллионов соучастников» механизм фальсификаций не работал бы. Понятно, что сделать выборы честными невозможно без изменения принципа формирования избиркомов. Но обеспечит ли решение этой задачи случайная выборка?
Коллегии присяжных отвечают на вопрос, доказана или нет вина подсудимого. Для этого нужны хорошо развитая совесть и здравый смысл, но не юридическая подготовка. Работа в избиркомах (даже участковых, не говоря уже о более высоком уровне) требует знания законов. Например, отправляя наблюдателей на участки, партии должны их проинструктировать и обучить основам избирательного законодательства, иначе толку от наблюдателей не будет. Следовательно, надо или налаживать такое же обучение членов избиркомов, или воспользоваться опытом стран Скандинавии и Украины. Там избиркомы формируются из представителей всех партий, участвующих в выборах. Оппоненты во все глаза следят друг за другом, и это исключает ангажированность комиссий.
Комментарии