Чему не учат в школе?

На модерации Отложенный

Кризис воспитания – часть глобального кризиса. Наши дети не должны быть похожи на нас. Если правильно вырастить одно поколение, все остальные поколения тоже будут исправлены.

Первый день осени передает эстафету первому дню весны.

Сентябрьским утром я вышел из дома и удивленно огляделся по сторонам. Улица была полна детей. Стайками и поодиночке они бодро топали или уныло брели туда, где каждый человек проводит немалую часть своего детства. Все разные, и все-таки немножечко одинаковые. Вчера – просто дети, сегодня – ученики.

Осень перевернула новый лист в их жизни. Теперь снова начнутся звонки, контрольные, пересдачи, прогулы… Я вгляделся в лица: на них отражался грядущий учебный год со всеми его радостями и печалями. Нет ничего прозрачнее и выразительнее детских лиц.

Честно говоря, мне все меньше верится, что мы способны научить их чему-то хорошему. Как можно дать то, чего у тебя нет?

Это пугает. Сейчас они живут по нашим правилам, но пройдет время, и мы сами окажемся в их мире. Будет ли он добр к нам? И вообще, будет ли он добр?

Вопрос чисто риторический. Понедельник начинается в субботу, а будущее закладывается уже сейчас.

Простой пример: родительское собрание в детском саду. Воспитательница твердо заявляет, что в своем садике она учит детей отдавать. В ответ на нее смотрят кислые физиономии родителей.

Они не понимают этой романтики. В жизни действует простой принцип: ты – мне, а я (если нельзя иначе) – тебе. Нашим детям суждена та же дорожка, и никакие идеалисты не собьют их с праведного пути.

Человеческое общение всегда сводилось к тем или иным формам конкуренции. Сегодня жестокость этой борьбы стала настолько привычной, что мы в простоте душевной потчуем откровенными кадрами и себя, и подрастающее поколение.

Вот анимационный ролик про молодую семью, в которой папа и малыш борются за внимание мамы. Отец находит особое средство – крем для бритья. Теперь его щеки глаже младенческих. Малыш не столь старомоден, он с молоком ветреной мамаши всосал современную мораль. Решимость во взгляде, серия тренировок – и сыночек в могучем прыжке заносит ногу на родителя. Прямо в ванной, где тот бреется.

Раньше подобные сюжеты считались бы дурным тоном, а теперь ими пестрят экраны, и нам смешно – потому что близко. Мы чувствуем внутреннюю суть этих сцен: по-детски наивное, неискоренимое стремление быть счастливым, несмотря ни на что. И ни на кого…

Я смотрел, как мимо проходят нарядные первоклассники. Почти все оживленные, обнадеженные – все-таки что-то новое в жизни. А вообще, в этой жизни они уже многого насмотрелись: детские телеканалы исправно поставляют «добрую» продукцию в серийных комплектах.

Но вот еще один пример, каких много. Папа с маленьким сыном перед монитором. Бросаю взгляд. Современный компьютерный мультик из YouTube: белка-летяга, распятая в небе на воздушном змее с выпученными, страдальческими глазами.

Смешно.

А еще смешнее мультфильмы для взрослых типа «Южного парка». Их герои позволяют себе то, что зрителям пока не дозволено. Мы никого не оскорбляем, говорят авторы, просто смешим. Доля черного и откровенного юмора на рынке развлечений такая же, как у Гугла в Сети.

Ценности «плывут». Мир признается себе в собственной жестокости – зато и лицемерия в нем теперь меньше. Человек начинает понимать, что он эгоист, только он еще не решил для себя, что это плохо. Ну что ж, тоже шаг вперед.

Нынешний эгоизм не чета прежнему. Девиз «мир для меня» уже не впечатляет. Сегодня «мир – это я».

Допустим, у меня есть своя фирма, свое поместье, своя семья. Всё это – мои части, без них я себя не мыслю. Кругом Я, любимый и лелеемый.

Но вдруг беда – банкротство. Не желая прозябать в нищете пригородных вилл, я решаю уйти из жизни. Значит, мне нужно ликвидировать и поместье, и семью, и собак, и лошадей – всё, что стало мной за годы процветания. А иначе какой же это уход?

Именно так, по словам британской полиции, поступил Кристофер Фостер, миллионер, столкнувшийся с угрозой разорения. 26 августа он покончил с собой – вернее со всем тем, что считал собой. Через несколько дней его 15-летняя дочь должна была вернуться в школу.

Завтрашний день уже стоит на пороге. В классах скрипят мелки, а тем временем государственные лидеры «вбирают» в себя целые страны и готовы поставить на карту весь мир, лишь бы не делить его с другими.

Где же прячется наше будущее? В классных журналах или в рейтингах телепередач? Между строк в учебных пособиях или между рекламными вставками? На входе в школу или на выходе из нее?

Не надо лицемерить перед детьми – и они тоже не вырастут лицемерами. Учителя подкуют их в грамоте и арифметике, но чему научит их школа жизни? Это зависит от нас. Наша жизнь уже сейчас должна стать для них школой, живым примером того, чему стоит научиться.

Ребенок повторяет слова взрослых и копирует их дела. Подражание для него – вещь естественная и необходимая. Когда дела за школьными стенами придут в соответствие со словами учителей, в детском сознании все встанет на свои места. Жизнь больше не будет полосой препятствий, и себялюбие не затмит подлинную картину, в которой мир – это не я, а мы.

Ничего сложного тут нет, это намного проще, чем лгать себе и детям. Вот они идут по улице навстречу новому миру. Утреннее солнце встает над городом – это утро их жизни.

– Он так смотрит, как будто тоже в школу собрался, – ехидничают за спиной. – Недоучился, наверное.

Может, и недоучился. Но очень хочу, чтобы они доучились, и не только читать и писать – жить.