Церковь и Олимпиада: медали не вымаливаются

На модерации Отложенный

Итог Ванкувера для России — понятен. Дело в том, какие будут сделаны выводы. Правда, иные комментаторы уже готовы объявить это чуть ли не вполне достойным результатом. Что такое 11 место? Стран-участниц — 82. Это значит, Российская сборная пусть и хуже десяти первых команд, но лучше еще семидесяти. Отсюда, если мы уступили десяти, но победили семьдесят одного соперника — значит, это победа. Еще, правда, по мнению Радзиховского — на спорт вообще денег тратить не нужно — все это «преступная имперская блажь». Впрочем, его точка зрения — дело его совести.

Однако сказать, что в Ванкувере Россия потерпела поражение — это значит сказать очень мало. Она, похоже, приблизилась к некому очень показательному рубежу — рубежу действительного исчерпания старых советских (они же «имперские») резервов.

Неправы те, кто полагает, что спорт не является отражением состояния страны. Однако неправы и те, кто полагает, что спорт является отражением сегодняшнего состояния страны. Учитывая, как всем, в общем-то понятно, что подготовка спортсмена международного уровня занимает не менее десяти-пятнадцати лет — международные спортивные результаты страны в целом отражают состояние страны прошлого десятилетия. С учетом конечно, сегодняшней мотивации — и в первую очередь, морально психологической.

И вот общая динамика мест, занимавшихся сборной России (в 1992 г. — «Объединенная команда») после раздела СССР:

1992

Зимние

Альбер-

виль

1992

Летние

Барсе-

лона

1994

Зимние

Лиллер-

виль

1996

Летние

Атланта

1998

Зимние

Нагано

2000

Летние

Сидней

2002

Зимние

Солт-Лейк-Сити

2004

Летние

Афины

2006

Зимние

Турин

2008

Летние

Пекин

2010

Зимние

Ванку-вер

2

1

1

2

3

2

5

3

4

3

11?

Сразу обращает на себя внимание разрыв между показателями 90-х и 2000-х гг. Начало 90-х, в стране — катастрофа, но на Олимпийских играх выступает еще по существу «сборная Советского Союза» — и Игры 1992 года приносят 1-е место летом и 2-е — зимой. А зимние игры 1994 — опять первое место. И все 90-е годы на всех Играх Российская команда лишь в Нагано сбивается на третье место, выправляя его на второе в 2000-году. А дальше — спад и на Летних, и на Зимних играх до нынешнего сигнального уровня.

Это же подтверждается сравнением числа медалей, полученных отдельно как на Зимних, так и на Летних Играх.

Медали на Летних играх

Годы/

Место проведения

1992

Летние

Барсе-

лона

1996

Летние

Атланта

2000

Летние

Сидней

2004

Летние

Афины

2008

Летние

Пекин

Золото

45

26

32

27

23

Всего

112

83

88

92

73

Место

1

2

2

3

3

Медали на Зимних играх

Годы/

Место проведения

1992

Зимние

Альбер-

виль

1994

Зимние

Лиллер-

виль

1998

Зимние

Нагано

2002

Зимние

Солт-Лейк-Сити

2006

Зимние

Турин

2010

Зимние

Ванкувер

Золото

9

11

9

5

8

3

Всего

23

23

18

13

22

15?

Место

1

2

3

5

4

11?

Успехи 90-х, основанные на той базовой подготовке и развитии спорта, которое имело место за 10-20 лет до этого, сменяются общим спадом 2000-х, когда проявляется общая деградация страны и спорта в 90-е годы.

Правда, в дело подготовки начинает активно вмешиваться как раз тот институт, который полторы тысячи лет запрещал те самые Олимпийские игры — церковники.

В обязательную подготовку Олимпийских команд стало входить освящение в церкви.

Духовные наследники тех, кто настоял на запрете Олимпийского движения как проявления язычества в 394 году, теперь стали благословлять и освящать спортсменов, отправляя их на Игры. Причем не где-нибудь — а в церковном новоделе, выстроенном на месте разрушенного в угоду церковникам бассейна «Москва». То есть именно в том месте, которое является символом уничижения идеи спорта (причем спорта для каждого) и изничтожения спортивной веры в свои силы в угоду церковной вере в силы некого вездесущего и всемогущего существа.

Пока боль от поражения ищет самый простой выход — снять кого-нибудь из спортивного начальства: Тягачева, Мутко, тренеров. «Строго спросить со спортсменов»…

Отвлекаясь от того, насколько это эффективный выход (равно как и совершенствование милиции с помощью разгона милицейских генералов) — нужно уж быть последовательными. В известной мере логика здесь все же есть: взялся достичь результата — не можешь, уходи.

Но тогда нужно спрашивать не только со спортивных и государственных руководителей — но и с ответственных за благословление.

Вообще-то, с точки зрения нормального человека, молитва и благословление к спорту отношения иметь не могут. Иначе это будет не соревнование спортсменов, а соревнование молящихся за них попов.

Если что-то молитва в спорте сделать и может — это снять ответственность за подготовку и результат со спортсмена и возложить ее на «высшие силы».

Но если уж посещение церкви и благословение становятся в России атрибутом предолимпийской подготовки — нужно идти до конца.

Тут уж давайте так — освятил, благословил — отвечай. Получила освященная благословленная сборная по хоккею золото — освятившего субъекта повышаем в ранге. Не получила — лишаем церковного сана. Или понижаем.

Хороший способ избирать патриархов — претенденты должны вымолить золото для той или иной национальной сборной. У кого результаты лучше — тот получает сан.

Ну, а если действующий патриарх освятил и благословил Олимпийскую сборную — а она получила результат по типу результатов 2000-х гг., а тем более — «ванкуверовский» — лишается сана — и в монастырь, замаливать грехи. Правда, тогда в РПЦ ротация кадров заметно ускорится.

У нее с результативностью молитв — явно низкие показатели.

В этом отношении церковники явно отличились еще во время трагедии «Курска»: пока подлодка лежала на дне и до нее не добрались спасатели, патриарх Алексий вместе с церковным собором учинил молитву на предмет спасения команды. И когда спасатели проникли в корпус судна — в живых там не осталось ни одного подводника.

Одно из двух: либо во время молитвы команда была жива, а после молитвы, невзирая на все обращения к небесному патрону, последний допустил ее гибель — и тогда либо плохо молились (и не мешало бы патриарху ответить за неискренность возносимых просьб), либо патрона на место не оказалось — то ли отлучился (как тогда с вездусущностью), то ли не существует.

Либо уже и во время молитвы команда была погибшей — тогда, по логике и вере, молившиеся во главе с патриархом должны были бы получить от патрона знак, что они опоздали со своими просьбами.

И уж тут-то ли у РПЦ и ее иерархов плохо по части связи с небесным начальством — (например, в силу собственной греховности, к ним божественные откровения не снисходят, как к провинившимся), — то ли начальство небесное само было не в курсе — и тогда старый вопрос: как у него обстоят дела по части атрибута «всеведения».

То же произошло и во время пожара в Останкино, когда местные церковники вознесли в местной церкви молитву по части спасения нескольких человек, судьба которых была неизвестна. КПД оказался аналогичным — наутро пропавших нашли погибшими.

Надо РПЦ осторожнее с молитвами: как бы кого из родных православных не зашибить. У Аллы Пугачевой на этот счет хорошая песня была — про недоучившегося волшебника.

Нет, понятно, что ее служители за семьдесят лет советского просвещения навыки подрастеряли, сноровки не хватает, технологии устарели.

Но, во-первых, у них и до эпохи «советского безбожия» как-то неудачно получалось: молились за победу православного воинства в Японской и Первой мировой — с известным результатом.

Молились во здравие Дома Романовых — получилось не лучше, чем с «Курском».

Молились во здравие Временного Правительства — получилось как в Останкино.

Потом принялись молиться за успех Белого Дела и сыпать проклятиями в адрес красных безбожников — и опять все наизнанку: чертовы безбожники «Православное Белое Воинство» частью перерубили, а частью перетопили в Черном море. «Комиссарское слово» да матросская присказка явно перекрыли тональностью церковные бдения.

Правда, во Вторую Мировую у них получилось лучше. Но не у всех, а лишь у тех, кто признал «поганую безбожную власть» — потому что те, кто не признал — молились за другую сторону, и опять неудачно.

Что, правда, не помешало на данном этапе РПЦ забыть, за что молились иерархи ЗПЦ в то время, когда «над Русью навис кованый тевтонский сапог». И экстатически не то принять этих блудных детей в свои объятия, не то самим признать себя блудными детьми и вернуться под отчий кров славивших Гитлера «истинных православных».

По состоянию на прошлый год часть церковных иерархов РПЦ отрыто призывала к реабилитации генерала Власова и оправдывала службу Гитлеру — лишь бы во вред «безбожной власти».

На сегодня той «безбожной советской власти» в России уже довольно давно нет — как, впрочем, и достигавшихся при ней без помощи молитв успехов. Власть в России, похоже, вполне богобоязненная: она коллективно присутствует на церковных мероприятиях по праздникам, почитает церковную иерархию, советуется с Патриархом, насаждает в школах «Закон Божий», в армии — полковых священников и принуждает спортсменов ходить вместо тренировок на богослужение и за благословлением.

Может быть, скоро объявят и о том, что Россия вышла из экономического кризиса благодаря заступничеству патриарха и его коллег.

Только в спорте все же с намаливанием медалей как-то все не получается. Чем больше молятся — тем меньше медалей. И как тут объяснить, откуда эти медали брались у сборной безбожного СССР.

Не ходили, ты понимаешь, олимпийцы перед Играми в церкви — и медали получали. И много. Начали ходить — и чем больше ходят, чем больше благословляют их попы — тем меньше становится медалей.

И что не менее интересно — прежний патриарх все же обычно медалей на места с третьего по пятое намаливал. А у нынешнего — такая незадача. Алексий вот вымаливал на зимних Играх в среднем по шесть с половиной медалей. А у Кирилла — только три получилось. Это какое снижение эффективности…

Неплохо было бы во искупление грехов церковников перед спортсменами публично покаяться, в знак смирения разобрать свой новострой у метро «Кропоткинская» и оплатить восстановление там бассейна «Москва».

И еще — добровольно взять на себя обязательство уплачивать десять процентов колоссальных церковных доходов в фонд развития национального спорта.