ЦАГИ против Википедии

Двадцатого июля - годовщина первого испытания самолёта Можайского, которое будто бы состоялось в 1882 году. Событие, что и говорить, лестное с точки зрения приоритета российской науки и техники, но… выдуманное. Вообще у всякого, кто всерьёз начинает заниматься историей «самолета Можайского» очень скоро возникает вопрос: а были ли мальчик?

До сих пор не найдено никаких «прижизненных» изображений этой машины. Ни чертежей, ни фотографий, ни рисунков. Более того, по ней вообще нет никаких аутентичных документов.

Авторы изданной в 1983 году монографии «Авиация в России», в которой Можайскому посвящен целый раздел, долго и упорно искали, но в итоге были вынуждены признать, что «судьба личного архива, чертежей и других проектных материалов Можайского пока остается неизвестной».

Неизвестна осталась и личность «механика» будто бы управлявшего самолетом.

Единственный документ, который подтверждает существование недостроенного «снаряда» – это отчет комиссии под председательством лейтенанта М.М.Борескова, которая осмотрела «самолет Можайского» 11 июля 1890 года, вскоре после смерти его создателя, и официально зафиксировала результаты осмотра: «К бортам лодки прикреплены неподвижно две четырехугольные деревянные рамы, которые предполагается обтянуть шёлковой тканью (крылья). В кормовой части должен находиться руль с двойным движением вверх, вниз и в стороны. В носовой части и с боков предполагаются три винта для перемещения аппарата вперед по горизонтальному направлению, винты приводятся в действие 3-мя паровыми машинами. Аппарат установлен на 4-х стойках с колёсиками. Крылья и руль прикреплены к корпусу, но не обшиты материей, которой имеется в сложенном виде около 3400 квадратных футов».

Более ничего не известно, в том числе и дата испытаний. Но то, что происходили они (если вообще происходили) не в 1882 году – это совершенно точно, поскольку 9 ноября 1883 года на совместном торжественном заседании «Русского технического общества» и «Русского географического общества», посвящённом 100-летию воздухоплавания, Д.Спицын сообщал: «Снаряд капитана 1-го ранга Можайского в настоящее время уже окончен в натуральную величину и будет приводиться в движение с помощью двух паровых машин». А дальше начинается полет фантазии: временем испытания «самолета Можайского» разные авторы называют и 1883 год, и 1884-й, и даже 1885-й…

Это тоже удивляет – на дворе всё-таки 1880-е годы, уже давно в ходу телеграф и фотография, издаётся масса газет… Но испытания столь диковинной новинки (которые будто бы происходили в присутствии публики) почему-то никаких следов в тогдашних СМИ не оставили. Более того: если верить современным «исследователям», то после испытаний «снаряд» Можайского ещё несколько лет простоял на поле возле станции Дудергоф (что близ Красного Села) и… ничего. За все эти годы никто не удосужился сфотографировать диковинку.

Это при том, что диковинка эта была будто бы солидных размеров – длиной до 25 метров и с размахом крыла до 23 метров. А винты «самолёта» имели диаметр от 5 до 8,75 метров.

Весило это сооружение, по современным прикидкам, до полутора тонн, а приводиться в движение должно было двумя паровыми машинами общей мощностью в… 30 лошадиных сил.

Поэтому крайне сомнительно, чтобы такой аппарат с таким двигателем мог не то что взлететь, но и вообще сдвинуться с места. Да скорее всего и не сдвигался…

Тем не менее, легенда об «испытаниях самолёта Можайского» появилась в 1909-1910 годах на волне сенсации, вызванной полётами братьев Райт. Отечественные энтузиасты «моторного летания» решили громко заявить, что Русь-матушка тоже не лыком шита и что именно она явила миру первый летательный аппарат тяжелее воздуха. Ради этого был извлечен из забвения проект Можайского и начались попытки доказать, что его самолет не только воплотился в жизнь, но и сумел подняться в воздух.

Второе рождение «самолета Можайского» пришлось на конец 1940-х – начало 1950-х годов, когда после победы в Великой Отечественной войне в СССР развернулась кампания по «борьбе с низкопоклонством перед Западом» и отстаивании русского приоритета в самых разных отраслях.

Кампания эта, как и положено всякой идеологической кампании, сопровождалась многочисленными «перегибами» и пропагандой откровенных фальшивок вроде «полета дьяка Крякутного на воздушном шаре».

Не обошлось и без «самолёта Можайского». О нём стали писать поэмы и снимать фильмы. Но вскоре отделение технических наук АН СССР встревожилось из-за потоков «приоритетной» туфты, и в мае-июне 1951 года организовало специальную дискуссию для специалистов. В ней приняли участие свыше 300 человек; причём, в числе особо недостоверных были отмечены работы «энтузиастов приоритета» о «самолёте Можайского»

В результате была принята резолюция о том, что авторы должны уделять внимание «документальному установлению отечественного приоритета их открытий и изобретений на основе глубокого научного анализа». Научный анализ и похоронил «самолёт Можайского» окончательно: в 1983 году, в преддверии столетнего юбилея, специалистами ЦАГИ были проведены исследования его лётных данных, исходя из имевшихся сведений об аэродинамической схеме, массо-габаритных характеристиках и энерговооружённости «воздухоплавательного снаряда». Результат получился неутешительным: самолет Можайского в принципе летать не мог. Чтобы аэроплан оторвался от земли его паровые машины должны были развивать мощность как минимум вдвое больше той, которую они фактически выдавали согласно описаниям.

Таким образом, ещё в СССР с «самолётом Можайского» для специалистов всё было ясно… в отличие от авторов Википедии, которые до сих уверены, что самолет-таки взлетел.