Запад ломает голову: как расценивать Морскую доктрину России
Прежняя версия Морской доктрины России, рассчитанная до 2020 года, была подписана президентом Путиным в 2001 году. 26 июля на борту фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» он утвердил новую редакцию документа. Москве потребовалось досрочное обновление документа.
Главная причина, как отмечают власти и эксперты, изменившиеся геополитические обстоятельства, в частности — аннексия Крыма. После нее, по мнению некоторых аналитиков, Россия находится в состоянии постоянной готовности к войне.
Наращивание военного присутствия
Обновление доктрины 2001 года, многие формулировки и даже целые абзацы которой оставлены без изменений, заключается в появлении новых подразделов и подробностей. К прежде существовавшим пяти региональным направлениям добавлено шестое — антарктическое. Кроме того, перечень задач по всем направлениям расширен. Если прежде об усилении военно-морского потенциала не было и речи ни на одном из региональных направлений, то теперь данная строка появилась почти во всех.
На Балтийском море и Каспии: «развитие сил (войск), а также системы базирования», на Черном и Азовском морях: «совершенствование состава и структуры сил (войск) Черноморского флота, развитие их инфраструктуры в Крыму и на побережье Краснодарского края», в Арктике: «укрепление военно-морского потенциала, развитие сил (войск) Северного флота», на Тихоокеанском направлении: «развитие сил и системы базирования Тихоокеанского флота, а также сил и средств ФСБ, наращивание их количественно-качественных параметров».
Разъясняя суть изменений для журналистов, вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что они обусловлены несколькими факторами — расширением НАТО на восток, «воссоединением» Крыма и Севастополя с Россией, а также ростом значения Северного морского пути.
«Подобный бюрократический документ в России — это сочетание списка наших неудовольствий по поводу действий окружающего мира и списка амбиций. Правда, потенциала реализовать это нет», — прокомментировал Deutsche Welle суть документа военный эксперт Александр Гольц.
Возможности и проблемы
На вопрос Deutsche Welle о том, за счет чего будет обеспечено увеличение военного присутствия России в различных акваториях и в какие сроки оно может быть достигнуто, в Минобороны не ответили. Александр Гольц считает, что воспринимать заявленные в доктрине задачи всерьез не стоит. По его словам, это лишь декларация. Не случайно многие пункты, сформулированные еще в 2001 году, — например, в части развития морского транспорта, — до сих пор остались без изменений, что означает: за 14 лет они так и не были реализованы.
Цель обновленного документа, по словам эксперта, — показать Западу всю мощь российских намерений. Среди поставленных задач, которые будут выполнены с максимальным рвением, стоит выделить разве что развитие военной инфраструктуры в Крыму, полагает Гольц: «Там развертываются системы ПВО и дополнительные авиационные средства.
Появились слухи о появлении дальних бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие».
Доктрина не содержит в себе уточнений по срокам, источникам финансирования и ответственным за исполнение ведомствам. В то же время она охватывает максимально широкий спектр смежных отраслей — транспорт, логистику, портовое хозяйство, рыбную ловлю, туризм, науку, культуру. «Это очень характерно для подобных документов. Важно протащить как можно больше строчек, которые потом дадут возможность пользоваться бюджетом», — считает Гольц.
Судостроение
Неэффективное расходование госсредств является одной из главных причин, по которым важнейшая для развития морского потенциала отрасль — судостроение — находится в России в не лучшем состоянии, отмечает директор Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Руслан Пухов: «Отрасль является черной дырой, которая поглощает большие государственные средства. Отдача же не всегда адекватная — качество низкое, сроки срываются, цена растет».
Судостроение в новой доктрине вынесено в отдельный раздел. Задачи все те же — строить корабли на отечественных предприятиях и на отечественном оборудовании, преодолеть технологическое отставание. По словам Пухова, если строительством некоторых военных судов в России еще занимаются частные предприятия (например, в Татарстане строят малые фрегаты для вьетнамского военно-морского флота), то с гражданским судостроением дела обстоят совсем неважно.
Украинский след
По данным эксперта, в настоящее время в России идет обсуждение госпрограммы вооружения на период с 2016 по 2025 год. «Средств на все не хватает. Судя по всему, в первую очередь, под нож пойдут дорогостоящие программы ВМФ, — говорит Пухов. — Очевидно, что в ближайшие десять лет Россия не сможет заложить авианосец. Жертвой секвестра, вероятно, станет и программа по строительству эсминцев поколения класса «Лидер». Так что Россия сконцентрируется на строительстве кораблей классов «корвет» и «фрегат».
Однако и здесь, как выяснилось, есть свои подводные камни. Для большинства фрегатов силовые установки поставлялись с украинского предприятия «Зоря» — «Машпроект» в Николаеве. «Российские турбины, которые приводят в движение российские фрегаты, пока еще только осваиваются в Рыбинске, к тому же до сих пор сильна зависимость от поставок украинских комплектующих. Поэтому большинство фрегатов находятся под ударом», — говорит Пухов
Примечательно, что одна из новых задач, которая поставлена в доктрине перед судостроением — это «обеспечение мобилизационной готовности». По словам Руслана Пухова, понимать это следует очень просто — готовность к войне. «В 2001 году Россия не рассматривала кого бы то ни было как потенциальную угрозу себе и своим интересам на море. Контекст сильно изменился после аннексии Крыма», — заключает эксперт.
Комментарии
Великое западное братсво ещё 15 лет назад, подсадило ваш тудолюбивый народ на иглу "денег и надежду благополучия", после чего вы из народа свершителя превратились в обыкновенных обывателей. Конечно есть какая то часть парней которые хотели бы вернуть былое величиие вашей страны. Но для этого вам нужен могучий диктатор, уоторый сможет мобилизовать массы на больший свершения через трудности и лишения. Но вопревых его у вас нет, а во вторых в своём большинстве ваш народ вовсе не хочет трудностей и лишений. Вы кончились. Примите мои соболезнования
Говорить можно сколько угодно, но делать то некому и не на чем...
В частности, немцы в издании Berliner Zeitung написали, что наша страна «сконцентрируется, в первую очередь, именно на этом регионе и будет реагировать на угрозы, которые, по ее мнению, исходят со стороны Запада». И вот, если честно, не очень понятен тон высказывания. Что значить «по ее мнению»? Получается, что Россия – это какая-то не совсем вменяемая страна, которой всюду мерещатся заговоры «со стороны Запада». А на самом-то деле все это не так, Запад белый и пушистый, угрозы никому не представляет. Да и вообще, зачем России на что-то реагировать? Лично я понимаю мысль немцев именно так.