О праве критиковать и возмущаться

На модерации Отложенный

Мне практически ежедневно приходят комментарии двух типов. Тип первый: «пошёл в поликлинику, там нахамили и не дали талончик. Что ты на это скажешь, негодяй?». Тип второй: «чем обсуждать проблемы в других странах, может быть, дома у себя порядок бы навели?».

Хорошо по этому поводу высказался один из известных блогеров. Если бы у вас был выбор: «Покушать пармезана или помочь двум с половиной миллионам соотечественников вернуться на Родину – что бы вы выбрали? Это всё, что вам нужно знать о нашей оппозиции».

Знаете, что мне напоминают все эти разговоры о курсе доллара, который на днях проскакивал 60 рублей, и о прочих житейских неприятностях?

Лежит такое великовозрастное дитя лет 18 перед телевизором, чешет себе живот. Потом громко кричит на кухню: «Ма-а-ам! А чего это у нас ковёр пыльный такой? Я чихаю уже от пыли!».

С одной стороны, логика молодого поколения понятна. У него есть свои важные дела: учиться в институте, развиваться духовно путём просмотра артхаусного кино. Следовательно, за чистотой ковров должна следить мама: в конце концов, она главная в семье.

Но, с другой стороны, и маму тоже можно понять. Она зарабатывает деньги, набивает продуктами холодильник и даже успевает поддерживать дом в относительном порядке. Почему она должна выслушивать упрёки и претензии от своего инфантильного отпрыска, который также живёт с ней в одной квартире?

Нет, разумеется, мама теоретически может отложить какие-то важные дела и пропылесосить тщательно ковёр. Однако не вполне понятно, как так получается, что право предъявлять претензии появилось у того, кто сам ничего не делает для обустройства квартиры? В этой позиции есть какой-то логический изьян: «я ничего не делаю, значит, за меня всё должны делать другие».

Примерно так я расцениваю и поведение наших отечественных недовольных – неважно, либерального или коммунистического толка. Они указывают на какую-то очередную проблему, нередко и вправду существующую, и возмущаются тем, что эту проблему за них до сих пор не решили.

Возьмём те же поликлиники, про проблемы в которых регулярно пишут. То врачу там мало платят, то, наоборот, к пациенту относятся без должного внимания.

Мои знакомые доктора относятся к персоналу поликлиник довольно скептически: по их мнению, настоящих профессионалов там мало. Лично я однако полагаю, что институт поликлиник весьма полезен, так как позволяет охватить медпомощью каждого и серьёзно разгружает больницы. Не было бы поликлиник – представляете, какие очереди были бы в больницах?

Восхищаться западной медициной я опять-таки категорически не готов. Опыт моих знакомых, которым повезло попасть в руки зарубежных врачей, удивительно неудачен – проблемы с качеством лечения были чуть ли не у каждого второго. А уж цены на западную медицину иногда и вовсе поражают.

Вот, например, укус ядовитой змеи. Американец убирал листья в своём саду, когда его ужалила в ногу змея. Он приехал в больницу, там ему прокапали специальную сыворотку, и он уехал домой. Чтобы через несколько дней обнаружить в почтовом ящике счёт на… 90 тысяч долларов США:

http://aftershock.su/?q=node/322333

Это не единичный случай. Полтора года назад аналогичного размера счёт – на 83 тысячи долларов – выставили жительнице Аризоны. За эти деньги ей вкололи одну ампулу противоядия, которое производится в Мексике, и которое стоит в местных аптеках менее 100 долларов США. 

Впрочем, ладно, это я увлёкся. Отмечу напоследок, что в России есть сейчас такое понятие как «медицинский туризм»: к нам летят со всего мира, чтобы вылечить, например, зубы.

Получается дешевле, чем на Западе – невзирая на все их хвалёные страховки.

Так вот, возвращаясь к нашим поликлиникам. Деньги на медицину выделяются сейчас довольно большие. Вот, например, свежие данные по Мурманску:

http://www.b-port.com/news/item/158211.html

По итогам мониторинга заработной платы работников учреждений социальной сферы за июнь 2015 года среднемесячная начисленная заработная плата (с учетом ежемесячных жилищно-коммунальных выплат) работников учреждений, подведомственных министерству социального развития, увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – на 2,1% и составила 33 596,96 рублей. Об этом говорится с материалах ведомства.

Так, средняя заработная плата врачей социальных учреждений составила за отчётный период 71 588 рублей, зарплата среднего медицинского персонала — 40 299 рублей, младшего медицинского персонала — 27 259 рублей. Социальные работники в среднем получали 27 674 рублей, педагогические работниками, оказывающие услуги детям, оставшимся без родителей — 29 599 рублей.

Средняя заработная плата в стационарных учреждениях, подведомственных министерству составила 31 744 рублей, в комплексных центрах социального обслуживания граждан – 29 838 рублей, в центрах социальной поддержки населения — 48 973 рублей.

Представьте себе теперь врача, который работает в поликлинике и внезапно выясняет, что его зарплата в три раза ниже средней. Что он может сделать?

Вариант 1 – возмущаться, что власти «этой страны» не заботятся о врачах.

Вариант 2 – написать в прокуратуру и прочие надзорные ведомства, чтобы там провели проверку его организации. Так как маленькая зарплата рядовых медиков обычно объясняется тем, что руководители назначают себе зарплату в полмиллиона рублей.

Я сейчас не шучу: какое-то время назад я ссылался уже на впечатляющий рассказ врача, который написал несколько писем в разные инстанции и добился резкого повышения зарплат в своём учреждении – за счёт сокращения многосоттысячной зарплаты главврача и его приспешников.

Аналогичный выбор есть и у пациента, который недоволен качеством лечения. Или залогиниться в Живой Журнал, чтобы пожаловаться на страну, или подать жалобу на клинику, в которой его обслужили плохо или медленно.

А что мы наблюдаем в реальности? Многие наши сограждане не только уверены, что все проблемы кто-то должен решать за них, но ещё и активно возмущаются тем, что их проблемы решают медленно!

За последние десятилетия наше общество покрылось трещинами либерализма и потеряло свою целостность. Закон, опять-таки, даёт гражданам право вести себя таким потребительским образом. Очень многие перестали воспринимать проблемы страны как свои собственные проблемы. Часть общества вообразила себя эдакими пассажирами первого класса, за которых всю работу должна решать команда корабля.

Нелепо отрицать очевидное – у нас в стране масса проблем. Но когда мне на полном серьёзе пишут о том, что пармезан подорожал, и что мне должно быть стыдно, я недоумеваю. Или мы с моим собеседником в одной лодке, и тогда странно обвинять своего товарища в уменьшении суточной доли пармезана – у меня ровно такие же проблемы. Или мой собеседник считает себя пассажиром, который смотрит скрестив руки на океанские пейзажи и принципиально не участвует в жизни корабля. И тогда права возмущаться у него нет вовсе – пусть радуется уже тому, что его часть работы делают более ответственные граждане.