Денег нет и не будет, или Почему закрывают торрент-трекеры

На модерации Отложенный

На днях решением прокуратуры было прекращено делегирование домена torrents.ru, использовавшегося крупнейшим российским сервером файлообмена. Решение прокуратуры сколь странное (оно было вынесено без решения суда), столь и глупое (поскольку доменное имя как таковое — это просто набор букв, заменяющий труднозапоминаемый цифровой IP-адрес сайта). Сервер torrents.ru продолжил работу под другим доменным именем, но случившееся заставляет в очередной раз подумать о том, как меняется мир нематериального.

Современные файлообменные сети трудно уязвимы юридически и практически неуязвимы технически. Делегирование домена torrents.ru прекратили в обеспечение дела по расследованию распространения пиратской копии дорогой инженерной программы AutoCAD. Но дело в том, что сервер torrents.ru не распространяет пиратский контент. Он хранит так называемые торренты — крохотные файлы, описывающие некие параметры того, что вы хотите получить. Любой человек может скормить этот файл специальной программе, которая спросит у других таких же программ на компьютерах других людей: у вас есть то, что мне нужно? И если есть, то каждый из других людей отдаст вам не целый фильм, песню или AutoCAD, а его крохотный кусочек, не имеющий никакой самостоятельной ценности и не защищенный никакими законами.

А программа на вашем компьютере соберет из этих кусочков целый файл.

Кому в этой ситуации предъявлять юридические претензии, не очень понятно. Ну то есть все понимают, что пиратский контент таки распространяется, но вот кто в этом виноват, непонятно, потому что виноваты все. Миллионы людей.

Не знаю, как там на Западе, а в России последствия работы torrents.ru и других подобных сервисов очень простые: рынок звукозаписи в 2009 году практически прекратил свое существование. О том, что компакт-диски когда-то перестанут продаваться, знали все участники этого рынка. Но никто не мог предположить, что они перестанут продаваться не когда-то там в будущем, а буквально за несколько недель кризисного 2009 года.

И уже сейчас в интернете можно найти куда как больше интересных работ русских музыкантов, нежели в музыкальном магазине. Беда только в том, что денег эта выложенная в интернет музыка не приносит.

То есть фундаментальное изменение произошло. Каналы платного распространения записанной музыки разрушены. Подобные процессы происходят в разных медиа, но никто не страдает от них так, как музыканты. Бумажные газеты переходят в интернет и продолжают зарабатывать на рекламе. Кино стремится постоянно обгонять домашнее видео в технологическом смысле (глупо смотреть дома "Аватар", например). Кроме того, в кино тоже можно размещать рекламу.

А вот с музыкой все гораздо сложнее. Рекламу в ней не разместишь (хотя, например, Lady GaGa и вставила в клип "Bad Romance" водку Nemiroff). А метод "заплати, сколько не жалко", как показывает практика, не работает. Никто не платит.

Существует достаточно популярное мнение, что музыкант должен зарабатывать не записями, а концертами. А записи должны быть бесплатными и служить как раз для того, чтобы публика потом пришла на концерт. Ну вот, например, упомянутая уже американская певица Lady GaGa. Ее выступления имеют самостоятельную ценность, значительно большую, нежели собственно музыка. Потому что она делает шоу.

Но это мнение справедливо лишь отчасти. Любому дураку понятно, что для шоу нужны деньги, а деньги взять в общем случае неоткуда.

То есть эти деньги можно было бы заработать на продаже записей, но записи больше не продаются. Потому что есть торрент-трекеры.

У западной индустрии есть время на раздумья, там есть iTunes, через который музыка пока еще продается. Нет ни малейших сомнений в том, что эта схема временная, еще несколько лет — и все. Борьба с технологиями бесплатного распространения медиа все равно будет проиграна.

А в России нет iTunes. Здесь есть torrents.ru. Который номинировался на получение национальной Премии рунета — 2009.

В том самом году, когда российский рынок звукозаписи окончательно умер.