Воронеж за неделю

На модерации Отложенный

Жители посёлка обвиняют стражей порядка в грубом превышении должностных полномочий при массовых задержаниях молодых людей. Милиция же объясняет события в Шилово поиском опасных преступников, напавших на сотрудников уголовного розыска.

В последние дни Шилово бурлит. Посёлок обсуждает события 18 — 20 февраля. Обращения жителей посёлка начали поступать в редакцию 19 февраля — читатели звонили, присылали SMS-сообщения, писали нам по электронной почте. Смысл обращений сводился к одному: после того как вечером 18 февраля в Шилово были избиты сотрудники Советского РОВД, милиционеры решили во что бы то ни стало найти обидчиков своих коллег. Однако под горячую руку им попали в том числе ни в чём не повинные молодые люди, которых доставляли в Советский РОВД, где, по словам обращавшихся в «МОЁ!» граждан, применялись незаконные методы дознания. Вечером в субботу у дома № 24 по улице Курчатова возмущённые люди задержали на месте четверых сотрудников милиции, требуя «прекратить беспредел».

В течение трёх дней — 19, 20 и 21 февраля — корреспонденты «МОЁ!» наведывались в Шилово, чтобы собственными глазами видеть, что происходит в посёлке. Опираясь на собственные наблюдения, а также на беседы с жителями Шилово и сотрудниками милиции, мы попытались восстановить хронологию событий этих дней.

Шилово в мешке не утаишь
Хронология событий

18 февраля, 18.30
В это время во двор дома 26 по улице Курчатова приехали двое сотрудников уголовного розыска Советского РОВД — Вадим и Владимир (фамилии они попросили не называть, сославшись на то, что им «ещё работать»). По словам начальника Советского РОВД Владимира ТИМОФЕЕВА, милиционеры должны были задержать и доставить в РОВД подозреваемого в квартирной краже — 23-летнего Сергея, который живёт в этом доме.

Однако планы милиции, как утверждает Тимофеев, сломала пьяная компания.

— К двоим операм подошли шестеро неизвестных и спросили, что они делают во дворе, — рассказывает начальник РОВД. — По словам оперуполномоченных, они поняли, что оперативное мероприятие сорвано, и представились — сказали, что они сотрудники милиции. После этого их окружили и пытались вынуть у них из карманов удостоверения. Мои сотрудники поняли, что дело неладно, один из них смог сделать звонок по мобильному и вызвать на подмогу троих коллег-оперов — Евгения, Андрея и Виталия.

Однако помимо оперов на нескольких легковушках приехала подмога и к нападавшим — по словам милиционеров, около 15 человек. Завязалась драка, которая продолжалась несколько минут. Затем нападавшие бросились врассыпную. В результате один из оперуполномоченных — 22-летний Виталий Моисеев — попал в больницу, четверых его коллег врачи отправили на больничный.

Ночь с 18 на 19 февраля
После драки в Шилово нагрянуло огромное количество милиционеров в погонах и без — на поимку нападавших бросили все силы. Владимир Тимофеев говорит, что в РОВД доставляли молодых людей, которые, по мнению милиции, «бесцельно находились на улице», и тех, кто распивал спиртное. Трое из доставленных оказались участниками нападения на милиционеров. Оказалось, что они причастны и к другим преступлениям (подробнее об этом ниже).

19 и 20 февраля
Молодёжь из Шилово продолжили доставлять в РОВД и в последующие два дня. В результате этих мероприятий милиция установила личности 10 человек, которые были участниками и свидетелями инцидента во дворе дома на Курчатова. Но как проводилось дознание? И сколько же всего молодых людей было доставлено в РОВД за двое суток?

Жители Шилово сообщают, что доставленных в РОВД было много — с улицы забирали едва ли не всех парней 20 — 25 лет. «В пятницу вечером мы втроём стояли с парнями у подъезда, в это время к нам подъехали две машины (красная ВАЗ-2107 и красная «Пежо»). Оттуда вышли человек 9, половина были в гражданском, половина — в форме», — пишет в письме в редакцию один из молодых людей. — Спросили, как у нас дела, и повели в наш местный отдел. По дороге они таким же путём забрали ещё двух парней. Привели нас в отдел и в коридоре начали «допрос с пристрастием»…
Жительница Шилово Мария Кутюрина рассказала «МОЁ!», что днём 20 февраля, примерно в 14.30, был задержан её сын — 22-летний Владимир.

— Володя выходил из подъезда со своей беременной женой, а трое человек забрали его в Советский РОВД. Там его без объяснения причин ударили по голове и сказали, что «за Шилово давно нужно было браться».

И таких историй от жителей Шилово в эти дни мы услышали несколько.

Вечер 20 февраля
Во дворе дома 24 случился стихийный митинг. 22-летнего жителя улицы Курчатова Сергея Елфимова и его 26-летнего брата Александра пытались задержать на глазах у всего двора, после чего их мать Нина Елфимова упала в обморок прямо на снег.

В тот час во дворе было довольно много людей — ждали приезда очередного кандидата в депутаты. Увидев, что соседка лежит на снегу без чувств, мужчины и молодые люди блокировали на месте четырёх сотрудников милиции и решили не отпускать их до прибытия милицейского начальства. Затем митингующих успокаивали сотрудники патрульно-постовой службы, приехавшие на место первыми. Иногда успокаивали весьма своеобразно: «Да вы вообще на улицу не сможете выйти, если милиции не будет». Такие реплики вызывали бурную реакцию (тем более что некоторые митинговавшие были нетрезвы). Вызволять своих коллег приехал даже начальник городского УВД полковник Валерий Ларичев. По его словам, последние события были спровоцированы тем, что в Шилово 20 человек избили сотрудников уголовного розыска. Однако личности 13 нападавших, по словам Ларичева, уже установлены. В итоге общий язык был найден и стихийный митинг завершился.
Нападение на милиционеров
Позиция милиции: «Это спланированная акция»

Начальник ГУВД Олег Хотин считает, что подозреваемый в квартирной краже — тот самый, которого выслеживали оперуполномоченные, — каким-то образом узнал о визите милиционеров и позвонил своим знакомым, чтобы устроить провокацию и избежать задержания. Хотин подчеркнул, что сейчас проводится скурпулёзная проверка случившегося, и пообещал, что ни один правонарушитель не уйдёт от ответственности.

Вот что нам рассказал 22-летний лейтенант милиции Виталий Моисеев, оказавшийся вечером 18 февраля на больничной койке с сотрясением мозга и ушибом руки.

— Когда мы приехали во двор на Курчатова на помощь своим коллегам, у подъезда стояли шестеро неизвестных и наши оперуполномоченные, — вспоминает Виталий. — Мы представились, показали этим ребятам удостоверения, а они спросили: «Вы на вокзале эти удостоверения купили?» Потом один из них ударил Женю кулаком по голове, и началась потасовка. Минуты через три во двор въехало несколько машин, из которых вышло человек 15. С криками «Бей ментов!» они тоже бросились на нас.

По словам Виталия, в руках у одного из нападавших оказалась бита. Битой они разбили стёкла в машине одного из оперов, ею же били милиционеров.

Лейтенант Виталий Моисеев приехал на выручку к своим коллегам,
а теперь оказался на больничной койке
Задержанные: «А мы не знали, что это милиция»

Трое основных фигурантов по делу о нападении на оперуполномоченных, задержанные в ночь с 18 на 19 февраля, сейчас находятся в изоляторе временного содержания острогожского РОВД, куда и отправились корреспонденты «МОЁ!».

Как выяснилось, арестовали Николая Д., Сергея Г.

и Григория К. (последний задержанный ранее был судим) не за нападение на милиционеров, а за разбойное нападение на 25-летнего предпринимателя из Острогожска, которое произошло в ночь с 25 на 26 ноября (подробнее о нападении читайте в материале «Меня пытали»). По словам сотрудников оперативно-розыскной части по борьбе с организованной преступностью ГУВД, задержанных вот-вот должны были объявить в розыск за ноябрьское нападение. Однако так случилось, что арестовали их в результате драки с милиционерами.

— В тот вечер мы отмечали в бане в частном доме в Малышево день рождения друга, — рассказывает 25-летний задержанный Николай Д. — И тут позвонил наш друг и сказал, что, мол, наших бьют. Мы, конечно, сразу поехали, куда он сказал. Там на месте стояла компания парней. Кого-то из них я знал, кого-то нет. Началась драка. Потом кто-то крикнул, что это, оказывается, милиционеры, и мы разбежались. Потом собрались в той же бане. А когда я шёл оттуда домой, меня встретили милиционеры...

Сергей Г., который также приехал на улицу Курчатова из бани, заявил, что вступить в драку его заставило то, что «у одного друга лицо было в ссадинах, а второй за рёбра держался». Он также настаивает на том, что не знал, что перед ним милиционеры. А вот по словам Григория К., один из незнакомцев действительно представился оперуполномоченным. В общем, пообщавшись с задержанными, мы поняли, что восстанавливать картину происшествия следователям придётся теперь долго.


Задержанных в ходе драки с милиционерами Николая Д., Сергея Г. и Григория К. подозревают в издевательствах над предпринимателем из Острогожска (см. материал ниже)
Массовые задержания Позиция жителей Шилово: «При чём здесь мы?»

Такой вопрос задавали многие жители Шилово, с которыми довелось беседовать в эти дни корреспондентам «МОЁ!».

— 20 февраля после обеда мы с двумя приятелями и тремя девушками возвращались на машине домой, — рассказывает 22-летний Сергей Елфимов. — Когда мы остановились у дома № 24, к машине подошли трое мужчин. Сказали, что они из милиции и мне нужно пройти с ними в подъезд. В это время я увидел, что ещё несколько человек ведут моего брата Сашу, на руках у него были наручники. Брат сказал: «Серёг, меня забирают». Что было с ним дальше, я не видел. Меня повели в подъезд — правда, не в мой, а в соседний — и там начали бить. Били руками и ногами, отняли телефон.

Мама Сергея и Александра Нина Елфимова говорит, что в этот момент случайно увидела из окна, как Александра ведут по двору в наручниках.

— Я, конечно, сразу бросилась во двор, — вспоминает Нина Михайловна. — Ведь Саша только полчаса назад из дома вышел, что он мог совершить? Это я и пыталась спросить у людей, которые его вели. Я кричала, требовала, чтобы Сашу отпустили. В итоге один из этих людей меня оттолкнул. А у меня в глазах потемнело…

В тот вечер в больнице выяснилось, что у Сергея сломан нос. Сейчас семья Елфимовых подала заявление в прокуратуру с жалобой на действия сотрудников милиции.

По нашим сведениям, в прокуратуре сейчас находится три заявления от пострадавших.


Александр и Сергей Елфимовы пожаловались на действия милиции в прокуратуру
Позиция милиции: «Нужно было установить участников нападения»

За что задержали Сергея и Александра Елфимовых, Владимира Кутюрина?

— Елфимовы и Кутюрин были задержаны с целью установки свидетелей нападения на милиционеров, — говорит Владимир Тимофеев.

Однако непонятно, какие основания были у милиции подозревать в нападении на милиционеров именно этих ребят. Или они просто попали под горячую руку? Никаких обвинений в адрес Сергея, Александра и Владимира в разговорах с «МОЁ!» милиционеры не выдвигали. Факты избиений задержанных милиция отрицает…
«Меня зверски пытали»

Задержанных по подозрению в нападении на милиционеров подозревают и в дерзком разбойном нападении на острогожского предпринимателя.

В ГУВД считают, что задержанные по подозрению в избиении милиционеров Николай Д., Сергей Г. и Григорий К. давно стали на тропу войны с законом. Сами задержанные уже признались в том, что по их вине едва не лишился жизни 25-летний житель Острогожска.

О нападении на предпринимателя из Острогожска Владимира К. стало известно утром 25 ноября прошлого года, когда, истекая кровью, молодой человек добрался до одного из посёлков в Острогожском районе. Накануне вечером в жизни Владимира произошёл крутой и неожиданный перелом. До этого весьма безбедное по меркам Острогожска существование, два собственных салона красоты…

— А вечером 25 ноября, когда я подъехал к дому, в окно моей «Тойоты Камри» кто-то постучал и попросил закурить, — рассказал «МОЁ!» Владимир. — Я сразу почувствовал недоброе. Сказал, что не курю, и после этого ещё минут двадцать сидел в машине. Потом всё же вышел. И тут на меня напали. Избили, затолкали в машину и вывезли за город. Там четверо парней начали меня пытать — резали ножом кисти рук. И требовали миллион. Я сказал, что такой суммы у меня нет, но дома кое-какие наличные деньги лежали, и дал им ключ от дома. Кто-то из них отправился туда.
Задержанные рассказали корреспондентам «МОЁ!», что им досталось около 77 тысяч рублей. В этом они повторили друг друга слово в слово. Не сошлись они в другом — в нападении на предпринимателя каждый отводил себе самую маленькую роль. Впрочем, как и в драке с милиционерами.

— После того как деньги оказались у них, они начали решать, как со мной поступить, — рассказывает Владимир. — В итоге меня посадили в машину и куда-то повезли. Руки затекли и кровоточили. В итоге тот, кто сидел сзади, проникся ко мне сочувствием, если можно так сказать. Я сирота. Он сказал, что тоже сирота. И освободил руки. Затем машина остановилась, меня связали, положили в багажник и со словами: «Сейчас к тебе скорая помощь приедет» — захлопнули крышку. Машина покатилась под гору и остановилась. Через багажник я выбрался в салон, потом развязался и пошёл к ближайшей деревне.

По версии следствия, Николай, Сергей и Григорий действовали по наводке четвёртого члена ОПГ — жителя Острогожска. Он сейчас находится в розыске.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Не уважая милиционеров, глупо ожидать от них уважения к себе»

Известный радиоведущий Сергей Стиллавин в своём блоге в «живом журнале» недавно обратил внимание на проблему отношений милиции и общества «Позвольте предъявить обвинение самому обществу, которое укомплектовало милицию не самыми лучшими своими членами, — пишет Сергей. — Именно общество уже много лет с презрением относится к профессии правоохранителя, именно общество считает зазорным идти служить «в менты», именно общество не желает выполнять грязную работу, а когда эта грязь касается «приличного гражданина», то поднимается вой: мол, как это милиция меня не сберегла? Да вот так, граждане дорогие: вы сплавляете в органы тех, кому нет места в вашей иерархии, кому невозможно реализоваться в вашей системе ценностей, и тогда — буквально! — последние становятся первыми. Тогда человек, который в штатском свитерке сер и невзрачен, надевает форму, кладёт в карман удостоверение — и каждый, кому не нужны проблемы, унижается перед этим «носителем власти». Не уважая тех, кто идёт служить в милицию, совершенно глупо ожидать от милиции уважения к себе!»