МВД: «авгиевы конюшни» почистили. Но мусор остался

Накануне президент Медведев осуществил громкие кадровые перестановках в МВД.

Своих постов, подсчитал "Интерфакс", лишись 18 высокопоставленных сотрудников ведомства.

Уволены, в частности, двое заместителей министра внутренних дел - генерал-полковники милиции Николай Овчинников и Аркадий Еделев (последний являлся также статс-секретарем МВД), руководители восьми региональных управлений.

Все они, за исключением полковника милиции Анвера Рахматуллина в Новгородской области, - генералы.

А вот Рашид Нургалиев на посту министра пока удержался, замечает "Коммерсантъ".

Более того, именно ему президент поручил в течение месяца представить "развернутый план совершенствования министерства, в том числе систему антикоррупционных мер и новый порядок отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел с учетом их моральных и психологических качеств". 
Сотрудники центрального аппарата МВД высказали уверенность в том, что президентское поручение даст Нургалиеву определенный иммунитет от отставки.

Медведев обещал держать ход реформы "под своим личным контролем".

В этой ситуации роль главного исполнителя реформы имеет как свои аппаратные минусы, так и серьезные плюсы. 

Столь масштабной реформы правоохранительного ведомства, подчеркивает "Независимая газета", страна еще не знала: в одночасье в отставку ушло больше чиновников МВД, чем за всю историю президентства Путина.

Если добавить сюда же три важнейших законопроекта, внесенных президентом в Думу, и его выступление на коллегии МВД, то становится ясно: глава государства перешел в решительное наступление, доказав, что он может не только говорить о том, что "свобода лучше несвободы", но и отвоевывать для этой самой свободы важный плацдарм.

Потому что в последнее время сводки о преступлениях милиционеров против своих же граждан слишком похожи на фронтовые.

Важен, по мнению издания, сигнал Медведева не только обществу, но и российским элитам: реформа МВД – чисто политическое дело.

Глава государства снова подчеркнул: силовики – его прерогатива.

И он намерен твердой рукой наводить порядок в ведомстве, дискредитировавшем себя настолько, что оно вызывает у граждан сильнейшую идиосинкразию.

Таким образом, делает вывод "НГ", Медведев показывает, что он не разделяет точку зрения коллеги по тандему – Путин не единожды говорил о том, что к смене кадров на руководящих постах надо относиться осторожнее, поскольку, намекал премьер, выбирать не из кого.

Судя по всему, Медведев выбирать не боится. И в этом есть своя логика: новый человек, зная о том, как неустойчиво под ним кресло, старается удержаться на посту.

И у него это может получиться.

Случай с расстрелом посетителей универсама "Остров" едва не привел к отставке министра Рашида Нургалиева.

Шаг Медведева ясно продемонстрировал, что президент не хочет терять свои позиции как руководителя силовыми структурами.

Он внес в Думу три законопроекта, решительно корректирующих нынешнюю судебно-правовую практику в отношении милиции.

В первом из них перечислены основания для увольнения сотрудников из органов внутренних дел.

В списке появился и новый пункт: "неоднократное неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин при наличии дисциплинарных взысканий, наложение которых осуществлено в письменной форме".

Второй документ относит территориальные управления милиции к органам дознания, а третий предлагает считать отягчающим обстоятельством совершение преступления милиционером.

Заодно президент объявил о сокращении практически в два раза численности работников подразделений МВД центрального подчинения – с 19970 до 10 тыс.

Предельная численность работников центрального аппарата МВД устанавливается в количестве 9264 штатных единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). Генеральские должности будут комплектоваться преимущественно из федерального резерва, а подбор и выдвижение на эти должности производиться из числа перспективных офицеров милиции.

Медведев предостерег милицию против формализма и тем более попыток приукрасить статистику.

Нургалиев подтвердил: положение с преступностью в стране тяжелое.

В России остаются нераскрытыми 2,2 тыс. убийств, около 7,3 тыс. фактов причинения тяжкого вреда здоровью, более 758 тыс. краж.

Источник в МВД России сообщил "Интерфаксу", что к отстранению от должностей руководителей ряда региональных УВД могли привести низкие показатели в работе и громкие инциденты с участием милиционеров.

На открывшиеся вакансии замминистра и статс-секретаря – замминистра назначены Сергей Герасимов и генерал-майор милиции Сергей Булавин.

Оба назначенца до 18 февраля работали в администрации президента: Герасимов занимал должность замначальника управления по обеспечению конституционных прав граждан, Булавин - начальника департамента государственно-правового управления президента.

Впечатляющие кадровые перестановки в реформируемом ведомстве вызвали реакцию и комментарии общественности и экспертов.

Ветеран российского правозащитного сообщества, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что объявленных изменений в МВД недостаточно, министерству нужна более радикальная реформа: "Некоторые шаги сделаны, но они очень маленькие. Общество ожидает большего. Нужна коренная реформа, чтобы милиция изменилась принципиально".

Ну, уволили десяток-полтора генералов, и что? – задается правозащитник риторическим вопросом. - Система осталась прежней. Есть опасность, что этими полумерами милиция будет дальше расшатываться, а реформироваться не будет".

Он сообщил, что коалиция правозащитных организаций разработала предложения по реформе МВД, которые, в частности, предполагают выведение из подчинения МВД департамента собственной безопасности ведомства.

Пономарев напомнил, что независимый департамент внутренних расследований в западных странах позволяет эффективно бороться с коррупцией в правоохранительной системе.

Кроме того, по его мнению, МВД следует сократить в 2-3 раза, сохранив бюджет для увеличения зарплат.

У правозащитников есть предложение вывести всех милиционеров за штат, затем заново набрать личный состав при помощи комиссий с участием гражданских специалистов, в том числе психологов.

 Можно ли это сделать сразу во всей стране? Наверное, нет. Но можно начать эту реформу по регионам. Вопрос в том, может ли это сделать нынешнее руководство МВД, сомневается он.

Политологи в списке назначенных милицейских чинов акцентировали свое внимание на фамилиях Булавин и Герасимов.

Новые замминистра внутренних дел, ранее работавшие в администрации президента, станут организаторами процесса преобразований в МВД, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

По его мнению, Медведев фактически обозначил основных организаторов мероприятий по реформированию МВД: "Привлечение людей из президентских структур - это часть работы по тому, чтобы МВД стало более современным ведомством. Это люди, проработавшие в администрации президента и имеющие солидный опыт. Глава государства их знает и доверяет им".

Между тем председатель комиссии по контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты Анатолий Кучерена не думает, что назначение заместителями министра людей из администрации президента говорит о желании Медведева усилить личный контроль за МВД России: Здесь есть усиление личного контроля за МВД. Скорее, эти назначения связаны с омоложением руководящего состава министерства, и президенту важно, чтобы в МВД работали люди, профессионально относящиеся к своим обязанностям.

Ведомство больше не будет заниматься вопросами выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства из страны, проведением технического осмотра транспортных средств и заведовать вытрезвителями.

Эти функции отойдут к ФМС, специальным организациям и Минздравсоцразвития.

Президент предупредил сотрудников МВД об ужесточении наказания за противоправные действия. Он заявил, что совершение преступлений сотрудниками МВД будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство.

Помимо этого уголовная ответственность отныне будет грозить сотрудникам и за неисполнение приказа начальства.

Зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков считает, что меры, предложенные президентом, правильные, но недостаточные, приводят его мнение  "Ведомости". Реформой МВД будет заниматься само МВД, а это неправильно, уверен Гудков.

Необходимо усиление прокурорского надзора за работой дознания и следствия, а также создание за рамками МВД специальной комиссии, которая бы занималась отбором кадров руководящего состава и куда вошли бы представители гражданского общества и парламентарии.

"Это не реформа, а мыльный пузырь", - сказал председатель общественного комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин.

Действующих норм законодательства и так достаточно, чтобы привлечь милиционера за любое преступление.

Проблема в том, что сейчас некому проводить тщательное расследование подобных преступлений и нет механизма контроля за подобными расследованиями.

Президентские проекты этой проблемы не решают.