Греческий призрак развитого социализма

На модерации Отложенный

«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры», - в последнее время слова У.Шекспира обретают новое значение. Все чаще мировая политика приобретает черты театральности, даже гротеска, а развитие событий напоминает гениально срежиссированную драматургию.

Даже политические партии и лидеры все больше напоминают классических персонажей Commedia dell’arte, достаточно только вспомнить бесцеремонного президента Чехии Милоша Земана, всегда имеющего свое, особое, отличное от других мнение, главного футболиста Венгрии Виктора Орбана, нетрадиционного Олега Ляшко из соседней Украины или такого привычного эпатажного Владимира Жириновского. Если присмотреться чуть внимательнее, у них явно прослеживается некая общность, строго закрепленная драматическая характеристика, которой они тщательно придерживаются. Этому сходству даже не мешает то, что они изначально могут относиться к абсолютно противоположным направлениям политических сила (правых или левых).

Однако в этом созвездии есть звезда, которая их затмевает. По сравнению с ними - это образование высшего порядка, сравнимое разве что с кометой. Речь идет о премьер-министре Греции Алексисе Ципрасе.Безусловно, последние события в Греции занимают полосы всех мировых зданий, отодвигая на второй план даже катаклизмы и войны.

С одной стороны, процессы, которые предшествовали нынешнему обострению кризиса, начались едва ли не десятилетие тому назад.С другой стороны, страна, истощенная годами ожидания улучшения, поддалась магии популизма и избрала премьер-министром человека, который обещал светлое будущее в лучших традициях «развитого социализма».

Алексис Ципрас, лидер Коалиции левах радикальных сил (СИРИЗА), выходец из Коммунистической молодежи Греции (KNE) – молодежного крыла Коммунистической партии Греции прекрасно осведомлен о формах и методах пропаганды, которые использовались во времена Холодной войны.Приход ко власти Коалиции левых радикальных сил СИРИЗА сопровождался благородными обещанием усиления социальной защиты и преодоления социального неравенства. Однако пути достижения благоденствия казались сомнительными еще во время предвыборной кампании 2012 года, из-за чего А.Ципрас навлек на себя критику родственной Коммунистической партии Греции в лице Алеки Папариги.После внеочередных парламентских выборов 25 января 2015 года, на которых победила СИРИЗА, Греция стала полноценным полигоном для проведения испытаний по построению развитого социализма.

СИРИЗА официально подняла на флаги лозунг полного списания государственного долга. Прикрываясь заботой о социальной защите народа, в Греции продолжала функционировать система социального страхования, которая не соответствовала экономике страны. Существование нескольких страховых фондов, недостаточность их финансирования в противовес беспрецедентному социальному пакету государственных служащих, привели к тому, что молодежь всеми силами стремилась сделать карьеру в государственном секторе. Человеческие ресурсы покидали сектор производства. Безработица росла, достигнув в 2015 году уже 25 %. К этому необходимо добавить обременительную систему льгот для судовладельцев и судоходных компаний, островов, церкви, ранний выход на пенсию сотрудников государственных предприятий, в отдельных случаях в возрасте 45 лет, а также порочную практику использования страховых фондов для внутренних государственных займов.

В конечном итоге, ни одна страна не может постоянно тратить больше, чем производить, и вместо стимуляции внутреннего развития, создания условий для роста ресурсов, продолжался отток капитала. Ожидаемая социальная справедливость и защита населения достигалась за счет внешних заимствований, а не средств государства.Тлеющая с 2010 года экономика в 2015 году начала стремительное движение в сторону кризиса. апреля 2015 года, ровно за сутки до срока возвращения МВФ очередного транша в полмиллиарда евро А.Ципрас прилетает в Москву, где встречается с президентом В.Путиным. Результатами встречи обе стороны остались крайне довольны. В заявлениях, последовавших за встречей, прозвучало, что «в отношениях между Россией и Грецией началась весна» и что «Греция к России за помощью не обращалась».

Как всегда, в обмен на лояльную позицию Греции по отношению к России в условиях европейских санкций, Греция получила заверения в готовности развивать экономическое сотрудничество в финансовой сфере - завуалированное дипломатическим языком обещанием помощи.21 апреля 2015 года в Грецию на встречу с премьер-министром А.Ципрасом прибывает глава «Газпрома» А.Миллер с целью обсуждения строительства и эксплуатации «Турецкого потока» - проекта, который возник как альтернатива «Южному потоку», после того как его строительство не поддержал ЕС. При этом речь шла о готовности «Газпрома» заплатить авансом за прокладку и эксплуатацию греческой части газопровода. Это вызвало серьезные опасения со стороны экспертов, что взамен Россия попросит за деньги по проекту, перспектива реализации которого еще достаточно туманна.

В это же время, Греция не находит ничего лучшего, чем начать кампанию с требованиями к Германии выплатить репарации за ущерб, нанесенный Греции во время Второй мировой войны. И, якобы за счет этого долга, Германия, как самый большой кредитор, должна списать государственный долг Греции.

8 мая 2015 года, на фоне ухудшения состояния экономики и переговоров с кредиторами, правительство Греции принимает решение о возвращении на работу 4000 бюджетников, которые были уволены предыдущим правительством, тем самым увеличивая еще больше нагрузку на государственный бюджет.

Май-июнь 2015 года ознаменовался сложнейшими переговорами с международными кредиторами, в которых Греция всячески пыталась диктовать условия и затягивать сами переговоры. Расчет, по-видимому, делался на то, чтобы дотянуть до последнего и получить все, не дав в обмен фактически ничего. Это привело к выходу 12 июня 2015 года представителей МВФ из переговорного процесса. А.Ципрас воспользовался этим, чтобы обвинить Европу в непоследовательности и шантаже и фактически покинуть стол переговоров с тем, чтобы отправиться 19 июня 2015 года на Петербургский международный экономический форум, который проигнорировали все остальные представители стран ЕС. И России хорошо, и Греции приятно. По-крайней мере, пристальное внимание к действующим лицам обеспечено.

Результатом его визита стало подписание меморандума о сотрудничестве с Россией по строительству «Турецкого потока» и традиционное заявление о том, что греческие экономические проблемы – это проблемы всей Европы. Эта парадигма «греческие проблемы - это проблемы всей Европы» повторяется настолько часто, что складывается впечатление, что это составная часть заклинания, которое должна усвоить Европа и принять как свою собственную мысль.

Но насколько это собственные мысли Алексиса Ципраса? Из России он вернулся окрыленный и воодушевленный. И сразу же, 22 июня 2015 года, от него поступает новое предложение для клуба кредиторов. Детали данного предложения не раскрывались, и его содержание стало известно гораздо позднее, уже после объявления референдума. С одной стороны, он делает логичные предложения, которые должны удовлетворить кредиторов, в частности, об уменьшении затрат на пенсии, о наполнении бюджета за счет увеличения НДС, об увеличении налогов для богатых людей и бизнеса в обмен на списание 30 процентов государственного долга и его погашение на протяжении 20 лет. Намечается явный прогресс в переговорах.

Внезапно его риторика кардинальным образом меняется. Не раскрывая деталей переговоров с кредиторами, А.Ципрас начинает говорить о необходимости положить конец «унижению» и «страданию» греческого народа и объявляет о проведении референдума, на котором народ Греции должен сам решить идти ли навстречу предложениям кредиторов. И в обращении к народу призывает сказать «нет». Такая резкая смена курса наводит на мысль о сознательном срыве переговоров.

В ответ со стороны европейцев продолжают звучать увещевания. 1 июля 2015 года канцлер Германии А.Меркель отметила, что знает о том, что «гордый греческий народ» переживает тяжелый период, но напомнила, что правительство Греции в одностороннем порядке во время переговоров решило провести референдум. В ходе агитационной компании референдума внимание привлекалось к тем пунктам, которые должны были вызвать однозначную негативную реакцию.

29 июня 2015 года Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер открыто заявил, что кредиторы пошли на уступки, но греческие лидеры не объясняют своим избирателям, что именно предлагается Греции, и в предложении кредиторов речь не идет о сокращении зарплат и пенсий, а предлагается большая социальная справедливость, развитие и прозрачное управление. Внезапное решение о проведении референдума вызывает ассоциацию еще с одним референдумом, который был проведен в марте 2014 года в Крыму. Даже формулировки вопросов, которые использовались и в одном, и во втором случае, не оставляли выбора, были лишены ясности и однозначности. Делалось все, чтобы результат референдума был предрешен.

Складывается впечатление, что за столом переговоров кроме Греции и кредиторов сидела третья сторона, которая тщательно суфлировала грекам. Сейчас наступает момент истины. Должно быть принято решение, которое может предопределить дальнейшее развитие всего Европейского Союза. Какое бы решение не было достигнуто, все внимание сосредоточено на Греции, которая у европейцев вызывает недоумение и полное непонимание. Весьма проблематично логически объяснить среднестатистическому европейцу, почему он должен работать больше, уходить на пенсию позже и при этом платить за жителей другой страны, которые фактически не хотят работать.

Эта странная логика может иметь очень далеко идущие последствия. Идея создания Европейского сообщества вдохновлена принципами демократии и справедливости. Основа существования Европейского Союза – это солидарная ответственность и справедливость. А найти справедливость в условиях кредитования Греции, которая фактически шантажирует ЕС и всячески саботирует реформы, и европейской тройки, состоящей из Испании, Португалии и Ирландии, которые осознанно идут на ограничения бюджета и проведения реформ с целью получения кредитования и выхода из кризиса, будет крайне сложно. Греки на референдуме сказали «нет». Но народ сам не понял, чему сказал «нет». И понимает ли правительство А.Ципраса, что ждет в дальнейшем его страну и кто его использует в своей игре? Справедливость таких предположений подтверждается ежечасно. Принцип Макиавелли «Разделяй и властвуй» работает безотказно. После того, как главным ньюз-мейкером долгое время была Россия, сейчас все мировое внимание приковано к Греции. И именно России выгодно, чтобы о ней на некоторое время забыли. Можно с уверенностью ожидать, что греческий пожар еще не скоро будет потушен, а в русскоязычных СМИ будут регулярно появляться картинки страждущих пенсионеров Греции, которых не могут понять «сытые немецкие бюргеры», а также толпы греческой молодежи, ослепленной собственным самообманом и протестующей против необходимости работать, чтобы иметь будущее.