Илларионов: Минск-2 надо разорвать
На модерации
Отложенный
Андрей Илларионов об июльском дефолте и потере суверенитета Украины
7 июля Кременчуг посетил Андрей Илларионов – российский экономист, экс-советник президента РФ Владимира Путина по вопросам экономического развития (2000-2005 гг.). В 2001 году именно Илларионов, как советник президента, настаивал на полной выплате Россией внешних долгов Парижскому клубу. Сегодня украинское правительство отказывается выплачивать внешние долги зарубежным кредиторам, так что «ТелеграфЪ» расспрашивал г-на Илларионова о последствиях таких неплатежей. Пресс-конференция гостя прошла в редакции «Громадського телебачення».
Опасность потери суверенитета Украины
– Г-н Илларионов, украинские сайты ретранслировали, что вы в Славянске заявили, что Украине следует отказаться от мирных переговоров. На чем основано такое заявление?
– Спасибо за ваш вопрос. Пользуясь случаем, хотел бы дать разъяснения, так как, похоже, мои мысли в изложении некоторых СМИ были искажены. Я предлагал Украине отказаться не от мирных переговоров, а от документа под названием «Минск-2». И чем скорее она это сделает, тем для нее будет лучше. Суть этого документа в том, что украинская власть отказывается от своего суверенитета над украинско-российской границей. Точнее, киевская власть соглашается с тем, что этот суверенитет ставится в зависимость от проведения на востоке Украины местных выборов по правилам, которые должны быть согласованы с представителями «особых районов Донецкой и Луганской областей» – оккупированных районов. Кроме того, в Конституцию Украины должны быть внесены изменения, которые приведут к тому, что внутренняя и внешняя политика Украины станет заложником решений, принимаемых сепаратистами в ДНР и ЛНР.
– О каких изменениях в Конституции вы говорите?
– В «Минске-2» они не прописаны детально...
– В документе использовано слово «автономии»?
– В документе довольно четко прописана процедура легализации ЛНР и ДНР, получение ими статуса автономий и использование этого статуса для воздействия на внутреннюю и внешнюю политику Украины. Это может серьезно повлиять на решение таких вопросов, как вступление Украины в Европейский Союз или в НАТО. По сути, документ «Минск-2», подписанный 12 февраля 2015 года, – это документ о ликвидации суверенитета Украины. Сразу же после появления этого документа, мы с моим коллегой Андреем Пионтковским сделали анализ этого документа. Не все в украинской власти согласились с нашими оценками.
– Кто не согласился?
– Администрация Президента очень болезненно восприняла эту критику.
– С вашей точки зрения, по каким причинам Президент Украины поставил подпись под документом, о котором вы говорите?
– У меня нет комментариев по этому поводу.
Про июльский дефолт
– В начале 2015 года вы утверждали, что в феврале-марте Украину практически неизбежно ждет дефолт. Он не состоялся. Как вы оцениваете вероятность дефолта в третьей декаде июля, с учетом неудачных переговоров украинского правительства с кредиторами и необходимости платить в конце июля по счетам?
– Сначала хочу уточнить: дефолт в Украине неизбежно состоялся бы в феврале-марте, если Украина не получила бы кредит МВФ. Если бы этого не случилось, валютные резервы Украины закончились бы, и произошел бы дефолт. В настоящий момент средства, полученные от МВФ, сокращаются, валютные резервы Украины снова снижаются. Неприятное заключается также в том, что украинское правительство, в частности, Министерство финансов, избрало ошибочную, с моей точки зрения, стратегию и тактику действий с целью списания части внешних долгов Украины. На мой взгляд, переговоры с кредиторами ведутся неудачно, с использованием таких методов, которые иначе, как шантажом, назвать нельзя. Кроме того, в Верховной Раде был принят законопроект, позволяющий правительству пойти на односторонний дефолт. Мне кажется, это очень опасный путь, который подрывает европейскую ориентацию Украины. В Европе принято соблюдать правила и платить по счетам. Украина, несмотря на войну и кризис, не подпадает под критерии, по которым международное сообщество списывает стране-должнику кредиты. Нельзя делать это силовым путем в одностороннем порядке. Мне кажется, Украина в состоянии и должна платить долги.
– Вы так и не ответили на вопрос о вероятности дефолта в Украине в третьей декаде июля?
– Если Украина откажется платить, то произойдет дефолт...
– С вашей точки зрения, почему Верховная Рада дала правительству разрешение на введение моратория на выплату внешнего долга? Ведь последствия таких действий очевидны?
– Правительство попросило, Рада дала. Почему правительство попросило об этом – это вопрос к правительству.
– Правительство убеждает нас, что в государственном бюджете просто нет денег на обслуживание внешнего долга.
– Но вы же понимаете, что это неправда. Расходы государственного бюджета в Украине составляют 53% ВВП. Следовательно, средства есть. Однако это невыносимо и для более успешных экономик, расходы нужно снижать и перенаправлять на более насущные нужды – в данном случае на обеспечение армии и выплату долгов. Хочу напомнить, на войну, на нужды армии в прошлом году был направлен лишь 1% ВВП страны. Это ничтожно малая сумма. Страна, ориентированная на победу, не может не тратить больше.
Про монополию «Нафтогаза» и её вред для страны
– В одном из интервью вы сказали, что только лишь повышение тарифов на газ – это еще не свидетельство реформ в Украине, таким свидетельством могла бы стать ликвидация монополии «Нафтогаза». Кто в правительстве Яценюка, коалиции или Администрации Президента не заинтересован в ликвидации монополии «Нафтогаза»?
– Безусловно, монополия разрушительна, в монопольной ситуации не происходит и не произойдет снижения производственных издержек. Еще в марте 2014 года мы с Кахой Бендукидзе встретились в Киеве с некоторыми представителями украинского правительства, сделали несколько презентаций именно по реформе газовой сферы, предложили план проведения реформ. Мы выступали против субсидирования «Нафтогаза» и за демонополизацию газового рынка. К сожалению, эти предложения не были приняты. Субсидирование уменьшено, но продолжается, монополия «Нафтогаза» сохранилась. Кто заинтересован в сохранении монополии «Нафтогаза», вам виднее.
Про индексацию пенсий и зарплат перед выборами
– Три политические силы в Украине – «Батьківщина», «Оппозиционный блок» и Радикальная партия Ляшко – требуют от правительства индексации пенсий и зарплат граждан. Вы считаете, индексация пенсий и зарплат облегчит жизнь украинцам или ускорит девальвацию и окончательный обвал гривны?
– Такие предложения нужно рассматривать комплексно – в рамках бюджетной реформы. Нужно снижать государственные расходы до 20-25% ВВП, именно такой уровень расходов обеспечит устойчивый рост экономики. В Украине государственные расходы составляют 53% ВВП, это несовместимо с экономическим ростом. Если ваши политики и дальше будут осуществлять популистские решения, пример которых вы привели, кризис в Украине будет продолжаться, ни о каком росте экономики говорить не придется. Необходимо сокращение расходов, сокращение всех видов субсидий – в том числе, и «Нафтогаза»...
– Субсидии для населения тоже следует сокращать?
– Да, субсидии населению – это тоже непроизводительные расходы.
Как г-н Илларионов попал в Кременчуг
– Г-н Илларионов, по чьему приглашению вы прибыли в Кременчуг?
– Сам приехал.
– Цель визита?
– Вот, рекламирую Боплана (французский инженер, архитектор, строил фортификационные сооружения, построил Кременчугскую крепость).
– Откуда вы узнали о Кременчуге?
– Странный вопрос. Кто же не знает Кременчуг? Кроме того, Кременчуг находится практически в центре Украины.
– Вас интересует центр Украины?
– Меня интересует центр Украины. И Кременчуг, и некоторые другие местности являются отражением всей Украины, здесь понемногу есть все – и первое, и второе, и третье. И если хочешь понять Украину, нужно посмотреть и попытаться понять там, где все сходится. Посмотреть, как Кременчуг голосует, какие вопросы задают кременчугские журналисты, это важно для понимания украинской ментальности.
– Куда вы едете после Кременчуга?
– Сообщу об этом позже.
Комментарии