Украинский кризис и внезапная победа демократии
За полтора года после морозного февраля-2014 термин «майдан» и память о нем подрастеряли былую силу и славу. К ним не обращаются в сагах и песнях, им не присягают министры с депутатами, мемуары с описанием «Кто на ком стоял» не расходятся массовыми тиражами. Положим, «народному вече» повезло еще меньше, как и еженедельным отчетам правительства пред сим высшим органом народовластия. Вече задвинуто на задворки исторического забвения, с введением в каждое министерство «замов от майдана» тоже не задалось. Но двукратный приход к власти методом уличного бунта (2004 и 2014 гг.) предсказуемо вызывает многочисленные попытки «революционного» подражания.
Карго-культ украинских майданов нашел выражение в карикатурных акциях протеста из нескольких десятков (реже сотен) активистов. Количество надзирающих сотрудников правопорядка обычно с запасом превышает число «протестунов». Никакого влияния на решения, риторику и настроение властей уличные акции не оказывают, хотя происходят по действительно значимым поводам. Депозитный, кредитный, пенсионный, военно-добровольный, шахтерский, социальный, коммунальный и прочий креатив периодически вспыхивает в киевском центре на день-другой. Чтобы рассыпаться затухающими на лету искорками бенгальского огня. Или вовсе закончиться пшиком, как запуск бракованной петарды. При малейших признаках опасности для власти палаточный городок сносится за несколько ночных часов. Его организаторы в избитом состоянии вывозятся на 100-ый километр с лишением гражданства по дороге. И пусть тайные сепаратисты скажут «спасибо», что не сразу попали в расстрельный подвал.
Декоративные митинги и акции «О наболевшем» приносят пользу всем вовлеченным сторонам. Их участники получают свою порцию медийной известности и материальных премий, символизируют вызревание гражданского общества в правильном (европейском) направлении. Украинские власти демонстрируют стойкость к нелицеприятной критике, сублимируют свою готовность ее воспринимать и учитывать. Общество получает доступ к клапану сброса отрицательной энергии, преданных надежд, разбитых ожиданий. Редким криком подлинной наивности звучат такие фразы от активистов новых майданчиков:
«Мы стояли вместе с вами целых три месяца, вы постоянно убеждали людей в преступности прошлого режима… Вы пришли к власти на людской крови… а теперь сами окружаете войсками мирную акцию!»
Они же пришли к власти на крови людей, привлечение карательных войск к разгону любых протестов ожидаемо и логично…Скорее удивителен внезапный успех дежурной акции с финансовыми требованиями к киевским реформаторам. Перерасчет валютных кредитов затрагивает 65-70 тысяч заемщиков, но выстрелил на всю страну. Большинством в 229 голосов Верховная Рада Украины поддержала законопроект № 1558-1 «О реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте». Приняла его в третьем чтении и в целом. Против был… один депутат! Воздержались только шестеро, не дотянулись до кнопок 38. Да, в день судьбоносного голосования парламент посетили всего 274 народных избранника из 423. Бывают дела и поважнее, чем миллиарды из воздуха извлекать и обратно в виртуальность отправлять.
Решение Верховной Рады Украины (ВРУ) законодательно обязывает исполнительную власть пересчитать валютные кредиты по тому курсу, который был на момент получения банковского займа.
То есть у кого-то по 8 гривен/$, а у кого-то и по 5 гривен/$. Дороже 10 гр./доллар валютных кредитов для частных лиц и коммерческих организаций не было – банки попросту перестали их выдавать. Заемщики же свыкались с новым, демократичным и улучшенным уровнем гривны в 25 единиц за один доллар США. Негодуя бытовым и митинговым образом на тяготы девальвации в стране.
Более того – «справедливость для несчастных кредитуемых» предвыборно обещал нынешний президент Украины во время своих апрельских выступлений 2014 года. Абсолютно в таких же формулировках, которые содержатся в парламентской объяснительной записке к необходимости и важности нового закона:
- Он обеспечит финансовую стабильность в государстве (в каком?!).
- Восстановит доверие населения к банкам в частности и к государству в целом (еще до выполнения, сразу восстановит… надо записать).
- Поддержит экономический рост (административным регулированием валютного курса задним числом, безусловно).
- Поспособствует улучшению инвестиционного климата (иностранцы наперегонки помчатся конвертировать евро и доллары в крепкую гривну).
- Обеспечит соблюдение конституционных прав украинцев.
Последнему пункту возразить нечего. Но и финансировать его нечем.
Пересчет валютных кредитов потребует 90-100 миллиардов гривен. Это больше нынешних, невероятно разбухших (словно вдоволь насосавшийся крови паразит) военных и правоохранительных расходов Украины за весь 2015 год. Это больше следующего транша от МВФ, запланированного на лето и отнюдь не гарантированного к выдаче. Это больше необходимых ассигнований на закупку газа для заполнения хранилищ к вящему европейскому спокойствию. Это больше годовых расходов на оплату труда всех госслужащих и на пенсионное обеспечение всех украинцев, причем суммарно. Это в четыре раза больше годовых трат на здравоохранение, образование и науку. Это больше любых мыслимых возможностей украинского бюджета и озадаченного банковского сектора – как государственного, так и частного.
Закон № 1558-1 уже принят в окончательном виде. Запоздалая депутатская истерика «Мы случайно жмякнули зеленую кнопочку, не подумавши» юридически ничтожна. Процедура поштучного отзыва депутатских голосов отсутствует, как и методика командной «переигровки» результатов заседаний. Иначе можно было бы заняться отзывом итогов последних парламентских выборов. А что, народ тогда тоже не разобрался…
Разумеется, украинские законодатели попали под шквал саркастической критики. Им советуют установить фиксированные цены на газировку, водку, хлебобулочные изделия и докторскую колбасу. Рекомендуют разрешить детям после садика сразу выходить на пенсию и приравнять стоимость унции золота с унцией сала. С приоритетностью в расчетах за продуктом свиноводства. Нашептывают идеи вступления в ЕС, НАТО и в межгалактическую лигу прогрессивных реформ согласно парламентскому решению. Предлагают обязать МВФ выдать сотню миллиардов долларов безвозмездным даром, присвоить самой себе полномочия СовБеза ООН, Оргкомитета ФИФА, голливудской киноакадемии и т.д.
Однако наивно считать депутатов настолько недалекими. 2 июня 2015 года произошел сбой в популистской системе голосования. Принципиальная невозможность пересчитать кредиты по старому курсу от 5 до 8 гривен за доллар (при нынешнем, административно сдерживаемом значении 23 гр./$ !!!) очевидна и «козаку-нудисту» с депутатскими полномочиями. Вечный финансовый двигатель не удалось изобрести даже в США, каждая изобретательная попытка лишь увеличивает потолок государственного долга. Первые же шаги по практическому применению закона № 1558-1 уничтожат банковский сектор украинской экономики и парализуют любую хозяйственную деятельность.
Депутаты голосовали в надежде общего провала нашумевшего закона с пользой для личной популярности. Да, братие, скорбна моя весть из законодательного храма. Крепитесь и мужайтесь в нашей нелегкой боротьбе. Справедливую инициативу отклонили. Еще много кое-где у нас порой консерваторов (ретроградов, двурушников, ренегатов, предателей). Но я – лично Я, ваш народный депутат! – голосовал ЗА финансовые компенсации. Однако 226 голосов набрать не удалось, будем биться дальше. И ведь почти получилось, порог одобрения преодолен едва-едва. Останься еще четверо избранников в буфете, задержись в кулуарах или в фойе – и нынешний скандал на валютно-кредитную тематику отменен! Популярность получает дополнительные очки, ответственность сонно клюет носом.
Но впервые за последние полтора года Верховная Рада уважила народные чаяния. Испугавшись внезапного результата собственного голосования, скатываясь к оправданиям уровня начальной школы. Стремительно теряя рейтинги вместо их планового приумножения.
Вся надежда теперь – на президентское ветирование бездарно-популистского закона. С диаметральным разворотом гаранта конституции известным местом к собственным предвыборным обещаниям. Дело конечно привычное, но обидное. А главное – ведь не оценят по достоинству президентской заботы. Управляемой твердости его противоречивых слов и вопиющего результата практических дел.
Комментарии