Эксперты МАГАТЭ допускают, что Иран работает над ядерным оружием
Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) обеспокоено тем, что Иран в настоящее время, вероятно, пытается создать ядерную боеголовку для ракеты.
Информация об этом содержится в конфиденциальном докладе МАГАТЭ, содержание которого просочилось в прессу. В документе также содержится подтверждение того факта, что Иран начал обогащение урана до более высокого уровня.
Это первый доклад, подготовленный МАГАТЭ под руководством нового генерального директора организации Юкии Амано; документ будет представлен совету директоров Агентства в ходе заседания 1-5 марта.
Исламская Республика всегда опровергала предположения о том, что работает над созданием ядерного оружия, настаивая на исключительно мирном характере своей ядерной программы, однако США и другие страны уже достаточно продолжительное время добиваются принятия в стенах ООН жестких антииранских санкций в связи с этой проблемой.
Теперь представители Белого дома указывают: утечки в прессу свидетельствуют о том, что Тегеран не выполняет своих международных обязательств и должен отвечать за это.
Медицинские изотопы
Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Как передает из австрийской столицы корреспондент Би-би-си Бетани Белл, содержимое конфиденциального доклада, по всей видимости, еще более усугубит расхождения во взглядах на ядерную программу Ирана.
При этом она отмечает: кажется, впервые МАГАТЭ задается вопросом по поводу и нынешних, и прошлых действий Ирана, которые могут быть связаны с созданием ядерной ракетной боеголовки.
В докладе говорится, что информация на эту тему "последовательна и достоверна с точки зрения технических деталей, временных рамок осуществления этих работ и людей и организаций, участвующих в них".
"Вкупе это вызывает обеспокоенность по поводу возможного осуществления в Иране в прошлом или в настоящем негласной деятельности, связанной с разработкой ядерного боезаряда для ракеты", - пишут авторы доклада.
Чрезвычайно важно, продолжают они, чтобы Иран начал сотрудничество с экспертами МАГАТЭ "без дальнейших проволочек", поскольку его сопротивление в этом направлении лишь углубляет озабоченность "по поводу вероятных военных измерений иранской ядерной программы".
Кроме того, доклад подтверждает тот факт, что Иран уже обогатил небольшое количество урана до 20-процентного уровня, при том что до сих пор этот показатель не превышал 3,5%.
Официальный Тегеран объясняет это тем, что нуждается в более высокообогащенном уране для реактора, производящего медицинские изотопы. Однако Запад опасается того, что на самом деле иранские ядерщики движутся к отметке в 90% - этот уровень обогащения урана необходим для производства ядерного оружия. И, как указывают некоторые специалисты, путь от 20% до 90% не очень долог; с учетом иранского потенциала он может занять около года.
Переговоры в Совбезе
Пи-Джей Краули из государственного департамента Соединенных Штатов подчеркнул: все эти заявления МАГАТЭ отражают "нашу непреходящую обеспокоенность по поводу действий Ирана".
В то же время представитель самой Исламской Республики в МАГАТЭ Али Асгар Солтание в интервью государственному иранскому агентству ИРНА отметил, что доклад "подтверждает мирную, немилитаристскую природу иранской ядерной активности".
Совет Безопасности ООН уже трижды вводил санкции в отношении Ирана, добиваясь от его властей прекращения деятельности по обогащению урана и проектов, связанных с тяжелой водой, которые могут привести к появлению у Ирана оружейного плутония.
В октябре прошлого года было заявлено о заключении соглашения, по которому Иран сможет отправлять около 70% своего низкообогащенного урана в Россию и Францию, где он будет перерабатываться в ядерное топливо для исследоваетльского реактора. Однако в январе после многочисленных проволочек Тегеран заявил руководству МАГАТЭ, что не принимает условий соглашения, и продолжил работы по обогащению.
Соединенные Штаты при поддержке Великобритании и Франции после этого стали агитировать Совет Безопасности ООН за принятие новой серии санкций; Россия в это время призывает Иран к исполнению принятых ранее обязательств.
При этом Китай, еще один постоянный член Совета Безопасности (который, как и перечисленные четыре, обладает правом вето на любые решения этой организации) до сих пор не выказывал никаких признаков того, что не станет блокировать попытку принятия очередной резолюции об антииранских санкциях.
Комментарии