Псковский журналист судится с РПЦ за предание анафеме
В Псковском городском суде прошли слушания по иску журналиста Олега Дементьева к Псковской епархии, предавшей его анафеме.
«Ответчики - представители епархии пытались не признать иск, настаивая на том, что этот вопрос должен рассматривать церковный суд, а Псковский городской суд не имеет никакого отношения к рассмотрению подобных дел», - рассказал сам Дементьев «Интерфаксу».
По его словам, он и его адвокат хотят выяснить, на каком основании епархия обвинила его в «непрекращающейся гнусной клевете и сатанинской лжи в адрес игуменьи Спасо-Елеазаровского монастыря Елисаветы (Беляевой)».
Также сторона обвинения настаивает на проведении лингвистической и культурологической экспертизы понятия «анафема». «Мы хотели бы, чтобы ее провела профессор МГУ Елена Волкова, у которой уже есть публикации на тему о восприятии анафемы в светском обществе, можно ли предать анафеме невоцерковленного человека за выполнение им своего гражданского и служебного долга», - отметил журналист.
Как сообщалось, Дементьев рассчитывает взыскать с Псковской епархии 1,5 млн рублей -- именно в такую сумму журналист оценивает нанесенный ему анафемой моральный ущерб.
История эта попала в поле зрения СМИ в прошлом году, когда в газете «Псковский рубеж» и в псковской «Правде» вышла статья Дементьева «Осиное гнездо» под золотыми куполами». За материал епархиальный совет Псковской епархии отлучил автора от православного церковного общения.
Журналист, который является атеистом, считает, что епархия не имела права предавать его анафеме, а поступок РПЦ мешает его карьере. Епархия защищала свои интересы не только преданием журналиста проклятию, но и в суде, который весной 2009 года признал публикацию Олега Дементьева не соответствующей действительности и порочащей репутацию Спасо-Елеазаровского монастыря.
По словам Дементьева, он также направил документы в Европейский суд по правам человека, надеясь, что и тот защитит его от церковной анафемы.
Комментарии
Во-вторых, церковники явно не удосужились выяснить, является ли гражданин православным - они ведь постоянно навязывают мысль о том, что всякий русский - православный. Они так за всех решили: пастухи овец и баранов не спрашивают.
В-третьих, налицо неадекватное расширение прав церкви на весь народ, вопреки действующему законодательству РФ.
В-четвертых, анафема, как проклятие, есть публичное пожелание зла, всяческих бед, незаконное обвинение в сатанизме, и где один плюнет, другие - нет.
Ну и в-пятых, готовьтесь к кострам - инквизиция в церкви подняла голову и озирается в поисках жертв.
Анафема - отлучение от церкви, отказ в допуске к таинствам.
Для атеиста это - ничто.
Но действительно можно повернуть дело так, что само сообщение об анафеме наносит моральный ущерб.
Обе стороны здесь не вызывают у меня никаких эмоций, разве что журналист симпатичен неожиданностью мысли.