Юлия Орлова о русских стариках в Чечне
На модерации
Отложенный
«А они там есть?» - именно таким был первый вопрос многих моих знакомых, когда я рассказывала про наше с подругой решение заняться помощью одиноким русским старикам в Чечне.
Вне республики об этих людях не помнят или, что хуже, не знают вовсе.
Чечня постоянно в заголовках СМИ и на языке у фэйсбук-общественности, но никогда - в связи с живущими там одинокими русскими стариками (одиноких стариков-чеченцев не бывает - культура другая).
Впрочем, в самой Чечне на них тоже давно не обращают внимания. Это пренебрежение закреплено даже в республиканских праздниках: третье воскресенье сентября - день чеченской женщины. А что другие женщины, их нет?
Оставшихся в Чечне русских, украинцев, армян, татар, евреев - в общем, нечеченцев, невайнахов - почему-то называют русскоговорящими или русскоязычными. Если нужно найти какое-то сложное «терпимое» слово, больше подошло бы - «русскокультурные», оно лучше отражает суть. Или просто «русские», в широком смысле слова. Но называть вещи своими именами у нас если и принято, то не всегда. Любое упоминание слова «русский» в позитивном контексте - реальный риск быть обвиненным в национализме.
Они родились в республике или приехали туда в ранней молодости.
Пережили дудаевский режим (те, кто пережил и не уехал).
Пережили все чеченские войны.
Мыкались по лагерям беженцев вместе с чеченцами. Бок о бок с ними сидели по подвалам. Как и чеченцы, становились свидетелями и жертвами криминала и насилия, теряли родных взорванными, зарезанными, пропавшими без вести.... В общем, пострадали не меньше других.
Группа эта - русские старики в Чечне - уникальная. Парадокс: в своей стране, где представители одной с ними национальности большинство, они - меньшинство.
Кто они сегодня? Коренной малочисленный народ? По числу явно не дотягивают. Сколько их там - тысячи? Сотни? Давно пора сосчитать - а то скоро считать будет некого.
В одном из интервью журналистка, прослушав мой долгий монолог о проблеме, сделала резкий вывод: «Получается, вымирают в Чечне русские?» Получается, вымирают.
Оставшимся в живых самое время создавать диаспору. Но... «русская диаспора»? Фраза слух режет. Так и живут - разобщенно, по одному, максимум сбиваются в пары. В количестве больше двух собираются разве что в храме.
Помимо опыта пережитых в недалеком прошлом военных действий, есть ещё одно принципиальное отличие этих одиноких старичков от одиноких старичков в других регионах - глубочайшее культурное несходство с прочими местными жителями. Другая религия, другой язык, другие традиции - всё другое, неродное. Именно поэтому когда появилась идея помогать им, мы дали проекту имя «Свои чужие», по названию моего репортажа.
Проблемы старичков в Чечне - это не что-то оперативное, сиюминутное, горячее. Брошенные старики - вообще вялотекущая хроническая российская болезнь. А старики в Чечне - болезнь, кажется, неизлечимая. Клеточка за клеточкой, человек за человеком - они умирают незаметно (правда, обычно замечает это священник местного храма, отец Григорий, когда перед ним встает необходимость хоронить умерших стариков, а гробов нет, и получить их можно только со Ставрополья за немаленькие деньги).
Как тех неизлечимых больных в слогане хосписа, этих одиноких русских в Чечне, по сути, нельзя спасти, но им можно помочь. Спасением было бы восстановление психического здоровья, но для этого нужны годы и годы психотерапии. Спасением было бы неодиночество - но, если и удается разыскать их родственников, те обычно не готовы взять к себе старого, больного, хоть и родного человека.
А помочь им сегодня - можно. Принести продуктов, сделать ремонт, написать заявление на пособие. Поговорить по душам, выслушать их, в конце концов. Для них это очень важно. И этим мы планируем заниматься.
Несколько лет назад в Грозный приезжала Валентина Матвиенко, зашла в единственный в городе православный храм - старички до сих пор это помнят, говорят: «Зашла к нам (!). А кто-то вообще не заходит, будто нас и нет здесь». Небольшие дополнительные выплаты от Алу Алханова (был президентом республики в 2004-2007 годах) тоже не забыли.
Они очень одиноки, в апатии или депрессии. Но не теряют надежды, даже если родные не звонят и не пишут годами. Не терять надежду годами, должно быть, очень тяжело.
На новый год мы отправляли старичкам поздравительные открытки.
Где-то в середине января мне позвонили с незнакомого номера.
- Я соседка Веры, вы ей открытку присылали.
Говорила знакомая Веры Александровны, с которой мы встречались и беседовали в Грозном. Сама она фоном сопела и всхлипывала.
- Вера подумала, что вы её внучка. Боялась позвонить. Плачет всё утро, - сказала соседка.
- Извините, я не внучка.
Мне почему-то стало неудобно - и за эту открытку, и за оставленный в ней номер мобильного, и за то, что я не внучка.
Мы, конечно, не станем внучками этим старикам, которым хотим помочь, но попробуем этих внучек найти. А пока - поговорим с ними, принесем продукты, поможем сделать ремонт, обратиться в госорганы и в суд, устроим благотворительные обеды - только и специально для них.
Деньги на реализацию проекта найти оказалось сложно. Подавали заявку на президентский грант - не получили. В прошлом сентябре стали собирать на краудфандинговой платформе (с миру по нитке) и продолжаем до сих пор. Обращаемся за помощью и к читателям «Свободной прессы». Ранее с подобным призывом выступал Сергей Шаргунов.
Комментарии
АУУУУУ!!
Ту почему не защищаешь РУССКИХ в чечне????
Такая тень на карефана Кадырку.
Пишу через тел. Извиняюсь за ошибки