США обеспечат стабильность цен на нефть?

На модерации Отложенный

Больше нефти – больше пространства для урезания расходов. Крупные компании вкладывали большие деньги в крупные нефтяные месторождения, а картель стран – добытчиков сырья устанавливал такую цену, чтобы и самим обогащаться, и нефтяным корпорациям прибыль.

Так примерно работала эта отрасль. Раньше. Похоже, ныне привычную модель зашатало, 13 мая Международное энергетическое агентство (МЭА), которое представляет основные страны – потребителей нефти, заявило о создании глобального избытка ее предложения: Саудовская Аравия лихорадочно добывала черное золото, сражаясь за долю рынка с американскими производителями сланцевой нефти. Производительность и запас прочности сланцевых компаний оказались значительно большими, чем думали саудиты и другие члены ОПЕК. В прошлом году в ноябре, когда цены уже падали, члены этой организации прекратили попытки согласовать между собой нормы добычи, что лишь ускорило обвал цен на сырую нефть. Они рассчитывали, что это заставит конкурентов (особенно на американских сланцевых месторождениях) резко уменьшить инвестиции в свои разработки. А когда спрос стремительно упадет, цена на товар подскочит снова, пишет The Economist.

Но этого не случилось. Восстановление произошло только частично: цена марки West Texas Intermediate (WTI), одного из основных эталонов сырой нефти, год назад держалась немного выше $100, а в марте упала до минимальной отметки $44; к середине этой недели она вернулась лишь к $60. И если избыток сохранится, то, вероятно, снова снизится. Пока министры нефтяной промышленности стран ОПЕК готовятся встретиться в следующем месяце в Вене, в Wall Street Journal попал проект документа, в котором говорится о том, что даже при самом благоприятном развитии событий цена не превысит $76 за баррель к концу 2025 года. Кроме прочего, там рассмотрен сценарий, в котором она опускается ниже $40. ОПЕК отрицает существование документа, но есть все основания считать, что шансы возврата цен на сырец до трехзначных чисел призрачные.

Крупные мультинациональные нефтяные компании, как BP, Chevron, ExxonMobil, Shell и Total, отреагировали на удешевление нефти урезанием затрат, а также отсрочкой некоторых разведывательных планов или отказом от них (хотя этого неделе Shell получила предварительное разрешение на возобновление проекта в Арктике стоимостью $6 млрд, которому мешали задержки и аварии). Однако добычу в сланцевых фирм оказался на удивление мощным, хотя они и значительно сократили количество буровых вышек после достигнутого в октябре пика.

Одна из причин – предусмотрительное хеджирования, осуществленное некоторыми производителями сланцевой нефти. Это означает, что они фактически получают больше за текущую рыночную цену. Но много производителей, которые не застраховались похожим образом, также не прекращают добывать нефть, потому что рыночная цена все еще выше, чем предельные издержки на производство каждого дополнительного барреля, даже если не покрывает начальных затрат на бурение скважины. А самое важное – их производительность и в дальнейшем улучшается, хотя и неравномерно. «Если раньше на разработку одной скважины нужно было 35 дней, то сейчас надо 17», – говорит вице-президент IHS Дэниэл Эрджин. По его словам, добыча нефти на каждый доллар инвестиций в 2015-м вырастет на 65%. Этому способствуют более совершенная георазведка, совершенствования жидкости для гидроразрыва и интенсивнее использование буровых вышек.

В целом, по оценке IНS, 80% новых мощностей окупятся уже в этом году при цене на марку WTI на уровне $50-69 за баррель. Когда на днях она превысила $60, некоторые сланцевые компании вновь заговорили об увеличении добычи. Количество уже готовых «под ключ» скважин, которые ждут лучших цен (так называемый fracklog), еще под вопросом. Но принцип понятен: американские сланцевые компании стали новым «стабилизирующим производителем» на мировом нефтяном рынке.

Ранее парадом на нем командовали страны ОПЕК, в частности саудиты, которые манипулировали ценами, закрывая и открывая вентили. Теперь все чаще ведущую роль на рынке играют американские фрекинговые фирмы, наращивая или сворачивая добычу в ответ на изменение мировых цен. Консалтинговая компания Petromatrix придумала выражение «сланцевый диапазон» для цен в промежутке от $45 до $65: когда они падают ниже, добыча в США резко сокращается; когда растут выше – резко увеличивается. В таком случае должна быть тенденция к сохранению цен в этих пределах.

Чем больше в мировом предложении черного золота занимает сланцевая нефть, тем заметнее будет этот эффект. Управление энергетической информации при Министерстве энергетики США за последние три года повысило прогноз добычи нефти в Америке в 2020 году на 3,1 млн баррелей за день, до 10,6 млн – эквивалент производителя размером с Ирак. Есть возможности и заметнее снизить себестоимость благодаря консолидации пока раздробленного фрекингового бизнеса. На прошлой неделе заключена первая крупная сделка такого плана после обвала цен на нефть: в компании Noble Energy заявили о покупке по $2 млрд (выплата акциями) более мелкого конкурента Rosetta Resources, который имеет большие долги. Вероятно, стоит ждать других таких слияний. Экономист Пол Стивенс из британского Королевского института международных дел (Чатем-хаус) прогнозирует «волну мини-слияний».

С увеличением добычи в США будет расти давление на правительство, чтобы оно ослабило ограничения на экспорт нефти-сырца. Тем временем импорт в Соединенные Штаты резко уменьшается и в прошлом месяце уже упал ниже китайского. Перспективные сланцевые месторождения имеют и другие страны: от Аргентины до России. Хотя у них и нет американского опыта, финансов и юридической системы, когда они смогут начать и разработку этих инструментов, и добыча нефти в значительных объемах.

Все это создает некомфортные условия для западных гигантов. Они привыкли управлять огромными долговременными рискованными проектами и не отказались от привычки прибегать к затратным индивидуальным решениям, которые очень радуют их инженеров, но не дают спать бухгалтерам. Вице-президент IHS Эрджин отмечает, что только для клапанов в этой отрасли насчитывается 328 нормативных требований. Сравните это со сланцевыми фирмами, чьи скважины небольшие, дешевые и делаются быстро, с применением стандартных взаимозаменяемых деталей. Впрочем, нынешний обвал цен в конечном итоге заставит нефтяных гигантов постараться найти более дешевые и более гибкие методы деятельности. Эксперт аналитического центра Sanford C. Bernstein Освальд Клинт считает, что крупнейшие компании могут опустить безубыточную цену барреля на десятки долларов.