"Стратегическое восточное позерство"

На модерации Отложенный

Завершающийся сегодня в Риге четвертый саммит стран-участников программы «Восточное партнерство» знаменуется подписанием итоговой декларации, которая вряд ли полностью оправдает ожидания сторонников сближения с Европой в постсоветских странах. 

Например, накануне саммита украинский президент Петр Порошенко демонстрировал обществу полную уверенность в том, что Европа почти гарантированно удовлетворит все демократические устремления, за которые год назад выступал майдан. Лейтмотивом информационной кампании внутри страны стала политика успокоения – мол, украинцы не зря затянули пояса, и в Риге европейцы оценят их терпение документально. Евросоюз все это время пугали перспективой возобновления войны на Донбассе, спровоцированной, разумеется, ополчением.

Украина ожидает от западных партнеров политического решения по трем пунктам: либерализация безвизового режима, абсолютные гарантии членства страны в общеевропейских объединениях в перспективе, а также поддержка проевропейского курса. Однако еще в первый день саммита председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и канцлер ФРГ Ангела Меркель дали понять, что реально поддержат только последний пункт, и выделили Украине, Грузии и Молдове 3 миллиарда евро на стандартизацию правил для бизнес-среды (малого и среднего бизнеса в республиках). 

Директор Института современного государственного развития (ИСОГОР) Дмитрий Солонников рассказал «Колоколу России», что итоговая декларация саммита с большой долей вероятности закрепит за Брюсселем право на политическое присутствие в странах постсоветского пространства. Одновременно, по мнению эксперта, для шести постсоветских республик будет использована дифференцированная система интеграции с Европой. Солонников отметил, что посылы о развитии совместной работы в этом направлении сохранятся в отношении Украины, Грузии и Молдавии. Им будет предложена ускоренная схема интеграции и обрисована общая перспектива согласия ЕС на их членство после выполнения курса реформ. При этом оправдываться за то, что год спустя перспектива места в единой Европе все еще туманна, лидерам этих стран не придется. «На Украине лавина экономических проблем, поэтому, чтобы народ поменьше думал о реальном положении дел, а акцентировался на перспективах, Порошенко демонстрирует, что Европа уже полностью поддержала Украину, – рассказал КР Солонников. – Власти Молдавии уже добились безвизового режима, им нужно объясняться, скорее, за экономику». В свою очередь, Армения и Белоруссия будут продолжать ассоциированное участие в «Восточном партнерстве» на прежних условиях, заключил политолог. Показательной он считает позицию Азербайджана, чей лидер вовсе не приехал на саммит после обвинений в ущемлении прав человека.

Включение вопроса о Крыме в текст документа Солонников считает закономерным, однако полагает, что формулировка европейской позиции не будет чрезвычайно жесткой. В этом случае декларацию не подпишут названные Белоруссия и Армения, что страны недвусмысленно продемонстрировали накануне. По Крыму будет нечто среднее, с учетом сноски в конце документа на особую позицию Еревана и Минска», – заключил директор ИСОГОР в беседе с КР.

Солонников предполагает, что программа «Восточного партнерства» – «политика прошлого», и в изначальном виде реализовываться больше не будет, поскольку выработать единые стандарты под бывшие республики СССР просто невозможно. При этом Россию также приглашали к участию, однако двусторонний формат оказался продуктивнее, напоминает специалист.  Когда программа партнерства начиналась, все шесть стран были примерно в равном положении, за исключением Грузии, которая уже имела проблемы с Россией.

В 2009 году Евросоюз попытался одномоментно охватить как можно больше граничащих с РФ стран. Однако, как считает политолог, по мере реализации программы выяснилось, что не для всех постсоветских стран евроинтеграция сработала эффективно (например, в Молдавии это удалось, где западники сумели взять верх над сторонниками сближения с Россией). Эксперт высказал мнение, что по мере остановки антироссийских санкций появляются другие мировые горизонты (Турция и страны южнее нее), где можно продвигать свои интересы по программам долгосрочных отношений. «Этот инструмент останется как бюрократическая традиция для  наиболее активных стран, желающих сближения с ЕС», – подытожил Солонников.

***

Об отсутствии принципиальных изменений говорит и руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. Эксперт рассказал «Колоколу России», что абстрактность останется ключевой особенностью встреч в рамках «Восточного партнерства». По мнению Колташова, отсутствие единой политики ЕС в отношении Украины показывает, насколько глубоки противоречия внутри самого западного общества. Часть европейцев признала, что ценности западной части континента полностью расходятся с потребностями обществ в Восточной Европе, тем более, на постсоветском пространстве, и их навязывание в итоге вылилось в гражданскую войну на Украине, заключает политолог. Реализованный радикальный финансовый сценарий, направленный на извлечение прибыли – это сценарий Евросоюза. Россия и часть украинского общества на юго-востоке, в свою очередь, предлагали для Украины более щадящий, поэтапный индустриальный сценарий, который был отвергнут.  Отсюда Колташов заключает, что де-факто из-за пустых результатов саммита украинцы не выйдут на протест, поскольку понимают, что, если не получили безвизовый режим, это не значит, что не получили европейскую политику. Украинская политика направлена на демонтаж социального государства и перераспределение ресурсов в пользу западных компаний.

Еврокомиссия получила все, что хотела, делает вывод политолог. Довольно и украинское правительство, которое получило финансовую поддержку. Нарастающий социально-экономический кризис в Европе, отсутствие рабочих мест никогда не позволит Украине получить безвизовый режим, однако позволит распространить радикальную неолиберальную экономическую модель по рецептам Международного валютного фонда на территории самой Украины. Украинцы теперь живут в гораздо большей степени по-европейски, чем испанцы или французы, не позволяющие навязать себе внешние правила и стандарты, отмечает Колташов.

Декларативно обострять вопрос по Крыму Западу сейчас невыгодно, поскольку в отношении России временно США и ЕС пошли на попятную. Резкость крымского вопроса потребует определенных резких шагов. «Однако стоит обостриться кризису – мы увидим новый пакет санкций, новые резкие заявления в адрес России, которыми в будущем воспользуются российские либералы, не прекращающие агитацию за скорейшее возвращение Крыма, прогнозирует Колташов. В этой связи эксперт говорит об относительном успехе и отечественной дипломатии, год назад предупреждавшей Украину о несбыточности европейской мечты, а европейских коллег – о коллизиях возможного украинского конфликта.