Российско-американский диалог в Сочи: ждать потепления?
Встреча представителей России и США – Президента РФ Владимира Путина, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, прошедшая в Сочи, носила исключительно дипломатический характер. Стороны, по причине несовпадения исходных целей, различным образом оценили результаты этой встречи. Вашингтон убедился в том, что Россия осталась верна своим обязательствам на международной арене, а официальная Москва сочла ее предвестником потепления в отношениях с Западом.
По замыслу Москвы, встреча с представителем Белого Дома будет означать доказательство того, что Запад отказывается от политики изоляции России, победу российской дипломатии и потепление в отношениях. Непосредственно в ходе самого мероприятия вопрос о санкциях не обсуждался. Однако российская сторона с воодушевлением восприняла высказывание Д. Керри о том, что в случае урегулирования украинского кризиса начнется процесс их отмены. При этом представитель США не говорил о полном отказе от санкций, но подчеркнул возможность запуска процесса по их отмене. При этом речь шла лишь об ограничениях, введенных из-за позиции России по украинскому кризису, при сохранении санкций, наложенных в связи с присоединением Крыма.
Таким образом, состоявшаяся встреча лишь подтвердила тот факт, что Россия снова хочет стать частью западного мирового сообщества, из которого ее исключили. И хотя итоги переговоров оказались безрезультатными, Москва восприняла их с надеждой, как обычно, выдавая желаемое за действительное.
Перед Вашингтоном в рамках этого мероприятия задача стояла иная – создать видимость смягчения своей политики по отношению к России, чтобы сдержать возможные изменения направления ее развития.
Тревогу руководителей США мог вызвать целый ряд факторов. Во-первых, их беспокоит провозглашенное Россией импортозамещение. Однако при либеральном правительстве это намерение – лишь фикция. Более реальным представляется другое: давление на Россию не только не ослабило существующий режим и позицию В. Путина, на что рассчитывал Запад, но наоборот, укрепил их, консолидировав российское общество. Из этих соображений, возможно, Запад и вознамерился снизить степень давления, хотя бы на словах.
Во-вторых, воплощение в жизнь намерения России развернуть нефтяную трубу на Восток приведет к тому, что Запад потеряет сырьевой придаток, который перейдет на обслуживание Китая. А КНР рассматривается Америкой в качестве сильного геополитического противника, мощь которого сопоставима с мощью самих Штатов.
В-третьих, в свете возможного вмешательства Тегерана в йеменский конфликт участие России в переговорах по иранской проблеме становится все более актуальным. В мае 2015 г. Иран отправил в Йемен груз с гуманитарной помощью, а именно Иран подозревают в оказании помощи хуситам. Единственным государством, способным склонить официальный Дамаск к переговорам с повстанцами, Штаты считают Россию, поскольку ранее она смогла добиться исполнения приоритетной задачи западных стран – ликвидации химического оружия в Сирии. Хотя от самого процесса ликвидации, в итоге, ее отстранили.
И, в-четвертых, Вашингтон стремился в очередной раз подтвердить необходимость соблюдения Минских соглашений, которые для Киева являются, по факту, лишь передышкой. Заявленная на переговорах позиция США должна была успокоить Москву, закрепив в ней уверенность в том, что перемирие будет соблюдаться. Вашингтон утверждает, что готов поддержать политические способы урегулирования конфликта, но при этом продолжает оказывать Украине военно-техническую поддержку.
Тактика Вашингтона сводится к сбалансированному давлению до уровня невозврата, за которым лежит полный отказ России подчиняться действующему мировому порядку под лидерством США.
Подчеркнуто соподчиненная Штатам позиция России прослеживалась в нескольких деталях. Так, с госсекретарем США и с послом США в России Джоном Теффтом встречались не только равные по рангу должностные лица, но и непосредственно Президент РФ. Это также доказывает, что Москва придает этой встрече особую значимость. Кроме того, в рамках встречи значительное внимание было уделено украинскому кризису и соблюдению Минских соглашений. Но США не являются стороной соглашений, не входят в нормандскую группу, однако диктуют России требования по соблюдению соглашений. Россия же, в свою очередь, признает США гарантом исполнения минских соглашений со стороны Украины. Тем самым, на дипломатическом уровне Россия присоединяется к украинской позиции, наделяющей США ролью в урегулировании кризиса. «Только США являются главным, наиболее эффективным союзником по достижению мира в Первой мировой войне, во Второй мировой войне, в третьей холодной мировой войне и в сегодняшних событиях вокруг Украины» - такова предложенная Киевом формула.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России, в своем выступлении на встрече подробно перечислил и охарактеризовал проблемы международной безопасности. В то же время относительно налаживания двусторонних отношений он дал весьма расплывчатый ответ, апеллируя к абстрактным «раздражителям» и «системным проблемам». Такой подход явно доказывает, что изоляция России не прекращена, никакого потепления не произошло.
Так зачем же официальная Москва дает столь неоправданно позитивные и не вполне адекватные комментарии относительно прошедшей встречи? Они явно предназначены для «внутреннего рынка», для российского населения. Официальное телевидение РФ преподносит ситуацию на Донбассе чуть не в пастельных тонах: все хорошо, всюду успех и победа. Рейтинг Президента – на высоте! Но для аналитика, учитывая особенности российской пропаганды, это означает, что нужно ждать скорого обострения ситуации или очередных откровений о реальном положении дел.
Для Вашингтона было важно убедиться в том, что Россия, несмотря на оказываемое давление, в целом осталась верна своим прежним обязательствам в части международных проблем. Эта стратегия прослеживается и в словах Дж. Керри: «важно поддерживать линии связи между США и России в момент, когда мы занимаемся решением глобальных проблем».
Вашингтон на этой встрече полностью показал, что занят делами Европы (когда американская сторона говорила о снятии санкций) и Украины, обещая обсудить итоги переговоров с ее президентом Петром Порошенко. Если накануне канцлер ФРГ Ангела Меркель играла роль «рассерженной Европы», выступив с критикой в адрес России, то Вашингтон предстал в роли посредника между Киевом и Москвой. Таким образом, широко известная тактика «злого и доброго полицейского» обозначилась явно. На Россию и Европа, и США смотрят, как на уличенную в преступлении, в этом между ними различий нет.
Кратко резюмируя итоги прошедшего мероприятия, можно с уверенностью отметить, что сближения России и Запада не произошло. Но в планы Вашингтона это и не входило. Наиболее точно положение России характеризует статус вторичности и зависимости, сложившийся к настоящему времени.
Комментарии
вот это наврядли.
Если бы удалось о чем то договориться, то об этом и было бы сказано прямым текстом во время совместного заявления. А так - всего лишь перечислили обсуждаемые вопросы и ни по одному из них никаких подвижек не озвучили.
Скорее, все эти движения со стороны Керри были похожи на выдвижение каких-то ультимативных требований.
Хорошо бы, если я ошибаюсь. Но как то сомнительно и тревожно становится от окружения нашей страны новыми неспокойными точками.
Какое уж тут потепление :(
Пробуем воду разутой ногой
и не лезем в воду до прогрева.
А моржам все едино.
Хорошо если бы так, но я никакой зависимости и вторичности РФ не усматриваю:
- Крым как был так и останется субъектом РФ (никаких иллюзий по этому вопросу быть не может ),
- политическое будущее б. Украины, как определялось Кремлем так и будет им определяется (по крайне мере в ближайшие годы).
Похоже именно автор выдает желаемое за действительное :-))). А что сам Вован встречается с госекретарем США - так это совершенно естественно, так же и Президент США встретится с главой Правительства или Парламента РФ, если оных важные дела занесут в Штаты, это нормально.