Почему западные лидеры не приехали на Парад Победы?

На модерации Отложенный

Многие зарубежные государственные лидеры отказались приехать в Москву 9 мая и посетить парад Победы 2015. Свое мнение о том, почему политики не будут участвовать в праздновании 70-летия со дня Победы и как это можно расценивать, высказывает каналу ΠΟΛΙΤΙΚΗ Сергей Кара-Мурза, главный научный руководитель Центра изучения кризисного общества.

Украинский конфликт возник в связи с образованием Таможенного союза и Евразийского союза, в который предполагала войти Украина. То есть этот конфликт принципиальный. За ним — те отношения между западной цивилизацией и Россией, которые начались еще с раскола церкви на православную и католическую.

С тех пор были и крестовый поход на Византию, и крестовые походы на Русь, против которых Александр Невский себя проявил. Затем Ливонская война, которая считалась уже почти «первой мировой», потому что вся Европа участвовала в этой войне. Потом нашествие поляков, Наполеон, Гитлер.

Все эти войны идеологически обосновывались одной и той же темой — раскола. Православная часть европейской культуры постоянно выдвигала иные установки о том, как надо жить в мире, принципиально отрицая главные векторы развития западной части.

После Великой Отечественной войны, в которой возникла союзническая коалиция части Запада и СССР, на целый исторический период была приглушена эта постоянная холодная война — мировоззренческая и т.д. Вплоть до поражения СССР в холодной войне.

С 1990 года статус России в представлениях западной элиты все время снижается. В данный момент решили оскорбить Россию, отрицая ее роль во Второй мировой как реального победителя фашизма. И в нашей, и в западной прессе прямо говорится, что отказ участвовать в параде в честь 70-летия Победы зафиксировал тот факт, что у нас была не Великая Отечественная война, а война двух тоталитаризмов, примерно одинаковых по степени зла.

И что эта война тоталитаризмов нанесла ущерб Европе, особенно восточной Европе.

Принципы послевоенного устройства — Ялтинская система — неофициально, но все более настойчиво нивелируются. Отказ посетить парад на Красной площади можно считать таким символическим жестом.

Многие лидеры с удовольствие поехали бы, но они стали сателлитами, войдя в Европейский союз. Тот же президент Чехии: такое было оказано давление на него, что он решил все-таки приехать 9 мая в Москву, но не идти на парад.

Для нас победа — это пресечение на какой-то период самого жесткого, империалистического, антигуманного и тоталитарного развития Запада в виде германского фашизма. Отечественная война не только сохранила нашу независимость и даже усилила СССР, позволила создать довольно мощный блок. Но кроме этого и во всех западных странах интеллектуальная и политическая конструкция фашизма надолго была рассыпана. Сама сокрушительная победа, одержанная советской системой, всех потрясла. Ведь в1930‑е годы значительная часть западной интеллигенции видела в фашизме важное направление развития цивилизации Запада. У нас это замалчивали: тогда была задача создать союзный блок. Может, это замалчивание сослужила нам плохую службу. Мы представляли, что левая западная интеллигенция и рабочий класс по своим гуманистическим установкам и классовому сознанию должны быть нашими союзниками против фашизма. Но этого не получилось.

Понимание, что классовое сознание и гуманизм Просвещения оказались гораздо слабее таких идеологий, как фашизм, стало важным поворотом.

Элита Запада пытается консолидировать свой цивилизационный ареал под тот же мотив, что звучал еще в Ливонскую войну: Россия — это империя зла, которая выпала из цивилизации. Это евроцентризм, предполагающий, что есть только одна цивилизация, которая идет по правильному пути.