Галилей, Церковь и Истина
На модерации
Отложенный
Здание современной науки построено на мифологическом фундаменте. Но узкие специалисты, занятые своим «рытьём подземных ходов» к драгоценному кладу, не видят всей картины и не замечают зыбкости положения. Лишь редкие мыслители могут приподняться над ситуацией и рассмотреть сказочный образ Ньютона, а также понять причины поджога библиотеки ИНИОН.
Среди персонажей средневековья ярким пятном выделяется астроном Галилео Галилей. Его спор с церковниками и торжество над «обскурантизмом попов» – всё это на поверку оказывается очередным мифом.
Испанский философ Ортега-и-Гассет давно подметил, что причины процесса над Галилеем сокрыты, «скорее, в мелких интригах отдельных группировок, нежели в каких-либо догматических установлениях церкви».
А ведь, справедливости ради, необходимо вспомнить, что уроженец Пизы Галилей носил ни много, ни мало – пафосный официальный титул «философ и главный математик эрцгерцога Тосканы». То есть был он человеком не простым.
И хотя об инквизиционном процессе над ним в 1633 году написано море книг, настоящих исследований почти не сыскать, в тех единицах, что всё же встречаются, можно выудить следующее.
Зарубежные историки сообщают, что Галилей отнюдь не был либералом. Да, он полагал, что просвещённое папство станет эффективным инструментом научного прогресса, но есть один малоизвестный факт.
Между кардиналом Маффео Барберини – будущим римским папой Урбаном VIII – и Галилеем в 1623 году состоялся разговор. Он был записан биографом понтифика Агостино Ореджи: «Барберини высказал все, о чем размышлял в одиночестве, а в конце беседы спросил: способен ли Бог расположить орбиты планет, звезд и всех видимых небесных тел иным образом, изменив при этом все расстояния, координаты и направления движений светил? Если бог способен это сделать, то можно ли тогда полагать пределы божественной силе и мудрости? Услышав такие слова, сей ученейший муж Галилей погрузился в глубокое молчание».
Урбан стоял на позициях «теологического скептицизма» и требовал от Галилея признания того, что наряду с естественной причинностью существует также причинность иного рода – сверхъестественная, или божественная, и её надо учитывать.
Также Урбан требовал от Галилея признания ограниченности человеческого понимания природной реальности, а также принципиальной непознаваемости истинных причин природных явлений. В общем, вполне естественные требования, которые сегодня общепонятны и общеприняты.
Однако учёный-кардинал и будущий римский папа такую методологию познания. Если натурфилософское утверждение противоречит библейскому тексту, и это противоречие оказывается неразрешимым для человеческого разума, то следует признать теорию, наилучшим образом согласующуюся с текстом Священного Писания и с теологической традицией.
Его объяснение этого посыла понятно – ибо Библия является единственным источником достоверного знания.
Позиция Галилея состояла в другом. Галилей требовал вообще убрать непостижимые аспекты из научных рассуждений. По его мнению, они вообще не должны приниматься во внимание в натурфилософских рассуждениях. И это потому, что Бог наделил человека способностью познавать только тварный мир.
То есть Галилей выделил в отдельную науку материализм. А остальное – отбросил.
А вот теперь самое главное: таким своим подходом Галилей предлагал выбирать из всего многообразия только те толкования Священного Писания, которые наилучшим образом отвечают данной теории. Он предлагал подгонять Библию под материальный контекст, завуалировано говоря об этом, как о толковании библейского текста в рамках некоего «здравого смысла».
В литературе процесс над Галилеем принято трактовать, как столкновение науки и религии, в котором Галилей выступает в роли борца с религиозными предрассудками за свободу мысли.
Но такая картина совершенно не соответствует действительности.
С одной стороны, многие священнослужители поддерживали взгляды Галилея – это Пьеро Дини, Паоло Фоскарини, Фульдженцио Миканцио, Асканио Пикколомини и даже Винченцо. Макулано. Иезуиты Кристоф Шайнер и Орацио Грасси спорили с Галилеем, но это был натурфилософский спор, а не защита христианской догматики от научных поползновений. С другой стороны, далеко не все натурфилософы и математики были на стороне Галилея, а он был глубоко верующим человеком и вполне добропорядочным католиком.
В итоге суд над Галилеем преследовал цель обличить сам галилеевский поход в науке, которым тот сводил явления к примитивному материалистическому пониманию и убирал из сути вещей и их взаимодействий внутренний стержень. Церковь же выступала в данном споре, как последовательный поборник интересов традиционной науки.
Сегодня, по прошествии многих веков, мы начинаем понимать, что Галилей был неправ. Его примитивный материализм разбился об компьютеры, возымевшие искусственный интеллект. И именно таким образом проявился Бог.
Однако за прошедшие века и церковь деградировала. Она совершенно отошла от научности и ушла в некую религиозную нирвану, где из всего материалистического остались только молитвы и деньги.
Но всё же, уходя от религиозной риторики, сегодня мы можем назвать Бога и вселенским разумом, и мыслящим полем, и душой, и управляющей матрицей, и программой, и алгоритмом – всем тем, что неявно делает тела живыми и реализует взаимодействия. А последователи Галилея, тем временем, настойчиво пытаются найти понимание сути вещей в ньютоновских понятиях «силы».
Комментарии
В те времена категории были другими.
И ничего больше. Таким образом ни событие, ни его причина в сферу интересов сегодняшней науки не входят. Позитивизм называется.
Автор описала науку такой, какой она её представляет, а не такой, какова она есть, но я надеюсь - автор на верном пути.
Я не будут с вами спорить, потому что согласен.
Но всё развивается. Что будет завтра?
Премия Лёбнера не вручена, так что прошлогоднее заявление можно считать несколько поспешным. Дело ещё в том, что тест Тьюринга подтвердился в том эксперименте на 33%, что считается достаточным, но я бы учёл, что интеллектом сегодня из людей обладает примерно 1% и тогда достоверность теста снижается из-за статистических ошибок. :-(
Но есть другое. Мы мало знаем об электричестве, на котором работают эти "искусственные интеллекты", а оно существует и у него есть свойства и в какой форме проявятся эти свойства (независимо от воли конструкторов этих машин) - мы не знаем, а они проявятся. Один нюанс. Этот разум, если он там возникнет, будет полностью зависеть от существования системы компьютеров и он будет очень быстр и поймёт это сразу, так что рисоваться ему ни к чему. Естественно, это будет не искусственно заданный, а вполне себе самостоятельный разум.
Так что может быть надо говорить не "завтра", а "вчера".
Но крутиться-то как-то надо? Вот и крутимся как можем. Вроде бы одним из признаков разума считается способность принимать правильные решения в условиях недостатка данных, так что мы не слишком злоупотребляем.
Ну а насчёт математиков и их алгоритмов я бы не загадывал. Насколько я вижу деятельность этой публики - генетики, трансплантологи, физики на коллайдере - особой ответственностью они не страдают. И неособой тоже. Как только появится возможность - сделают не комплексуя. Раз пока не сделали, значит не могут. Надеюсь не смогут и дальше, но это не говорит, что электронного разума не будет - странное воздействие, которое все эти приборы оказывают на человека сегодня не заметил наверное только ленивый.
Тогда уж Бог проявлялся и при появлении паровых машин, электричества, автомобилей, радио, ядерной энергии. Сколько же у него заслуг перед жителями нашей планеты! Чего же он на других планетах
Солнечной планеты ничего живого не оставил?
Если Вы изучали астрономию, то должны знать, что на других планетах солнечной системы жизнь невозможна! Условия не подходящие.:) Лично я, в Бога не верю, но отрицать существование более цивилизованных миров, не возьмусь. Возможно они и есть наши создатели.
Полагаю в мире есть обособленный разум и много, но не везде он проявился в форме цивилизации.
Для примера - в описании механических явлений мы пользуемся определением "гравитация", забывая учитывать, что полностью феномен называется "божественная гравитация". И так во всём.
По теме есть что сказать?
Ваш же комментарий говорит о том, что Вам надо окончательных формулировок, законченных мыслей, а лучше - официально заверенных и утверждённых. Готовенького.
Для примера - приведённое требование Урбана VIII показывает его ярким еретиком, воззрения Галилея - что он подвёл методику познания к дуализму (разделил мир на познаваемый и непознаваемый, облегчил себе работу), Ваш комментарий - что ругательства Вы считаете аргументом...
Я могу заменить в предыдущем комментарии определение мычание на ржание, но и только.
Для человека ответ на этот вопрос будет получен, когда компьютеры, для понимания самих себя начнут клепать ячейки памяти, но не из органики или неорганики (занято)
...фрактал...
Боха, наверно, кто-то еще раньше создал... и всё с той же целью!
Интересно, а тот, что был в самом начале завершил Nosce te ipsum?
И претензии на доминирование. В курятнике доминируйте, а здесь приведите аргументы.
Ну а по поводу разногласий религии и науки вынужден привести пример, я уже упоминал его здесь - гравитация не всегда так называлась, первооткрыватель назвал её "божественной гравитацией". И это не поза. Богословские труды он тоже писал.
Ну и русское определение "божественного" как изумительного вполне укладывается в тему автора, оно определяет полноту и совершенство - все качества этого мира в сборе, а не в препарированном виде.
Ну а что наука и религия не должны пересекаться я допускаю, но в разное время они были разными и люди были разными. Вы должно быть не обратили внимания, но папа Урбан VIII в статье не просто выступает ярым еретиком, но приводит те же аргументы, что приводит Костик003 на НЛ. Вы же не назовёте Костика003 ярым приверженцем религии? Всё течёт всё меняется, меняются люди и меняется наука.
Автор не отметила здесь - с этой точки зрения науку ещё не рассматривали, поэтому база примеров и не разработана, но проблема есть и раз ей никто не занимается, значит кому-то это невыгодно. Но мы здесь не ради выгоды и можем при желании рассмотреть любой вопрос.
http://newsland.com/news/detail/id/1471077/
-- но это не всё. Будут (пока нет, но скоро) и другие соответствия, гораздо более впечатляющие.