Результат оптимизации – 17 тысяч умерших

На модерации Отложенный

Количество внутрибольничных смертей в России за год увеличилось на 17 тысяч. Аудиторы Счетной палаты связывают это с оптимизацией здравоохранения, которую Минздрав проводит с 2013 года. По мнению экспертов, программа оптимизации направлена на экономию бюджетных средств без учета потребностей населения в медицинской помощи.

Анализ ситуации показал, что из 85 регионов страны только пять выполнили план оптимизации на 100% в 2013–2014 годах. Однако ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи в этих субъектах не наблюдается. Происходит это оттого, что программа изначально была не проработана, считают аудиторы. Во-первых, нет единой методики оценки эффективности медучреждений, на основании которой принимается решение об их оптимизации, читай – закрытии. Во-вторых, нет четких критериев качества медицины, которые позволили бы в динамике проследить положительные или отрицательные изменения в отрасли. В итоге оптимизация свелась к механическому сокращению расходов бюджета на здравоохранение.

Надо сказать, что на этом поприще оптимизаторы достигли значительных «успехов». За год было закрыто 26 больниц и поликлиник, 330 медицинских организаций потеряли свою самостоятельность. Количество врачей в государственной медицине сократилось почти на 13 тысяч, медсестер – на 40,5 тысяч, младшего медперсонала – на 36,5 тысяч. И это только начало, ведь программа рассчитана до 2018 года. За это время число больниц должно уменьшиться на 11%, а поликлиник станет меньше на 7%. Авторы преобразований объясняют, что указанные медучреждения неэффективны и нечего на них деньги тратить. Однако работники отрасли утверждают, что при желании ярлык «неэффективности» можно навесить на любую больницу.

«Схема была хорошо отработана в столичном регионе. Сначала власти дают разнарядку службе скорой помощи и амбулаторному звену не госпитализировать больных в определенный стационар, – рассказывает участник движения «За достойную медицину» Михаил Григорьев. – Койки начинают простаивать без пациентов, а раз нет пациентов, значит, учреждение не востребовано и траты бюджета на него не оправданы. Так продолжается один-два месяца. Затем приезжает комиссия, которая официально признает больницу неэффективной. На основании этого заключения региональные власти принимают решение о реорганизации или ликвидации медучреждения. Мнение персонала или местного населения при этом не учитывается».

Больше всего от такой оптимизации страдают жители сельской местности. Проверка Счетной палаты обнаружила 17,5 тысяч населенных пунктов, полностью лишенных медицинской инфраструктуры. Из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. 35% указанных поселений не охвачены общественным транспортом.

«Ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Напротив, она привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тысячи человек в то время, как по городским жителям был установлен рост на 400 тысяч человек», – отмечает аудитор СП ФР Александр Филипенко.

Аналогичного мнения придерживаются эксперты фонда «Здоровья». Они подсчитали, что с начала оптимизации внутрибольничная смертность выросла на 3,7%. Если говорить в абсолютных цифрах, то в 2013 году в российских клиниках умерло на 17 тысяч человек больше, чем в 2012-м. За 2014 год точной статистики пока нет, но эксперты предрекают, что она будет еще более пугающей. В Минздраве это объясняют тем, что в стационары стали чаще попадать тяжелобольные пациенты, которые раньше оставались без лечения. Но представители фонда «Здоровье» возражают, что вместе с внутрибольничной летальностью возросла и домашняя смертность от медицинских причин.

«Многие регионы оптимистично отчитываются о том, какими ударными темпами снизилась, например, сердечно-сосудистая смертность. Но на этом фоне, по данным того же Росстата, мы видим рост в таких классах, как смертность от болезней органов дыхания – на 6,2% в среднем по России в 2014 году, смертность от болезней органов пищеварения – на 8,4%, – отмечает директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. – Особенно настораживает рост такого показателя, как «смертность от прочих причин» – на 24,4% по России в 2014 году. Мы полагаем, что под видом «симптомов» и «синдромов» сюда переносится вся неугодная статистика по смертности от тех же самых онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний».

Так же г-н Гаврилов напомнил, что главной целью оптимизации было снижение общей смертности до 12,8 случаев на одну тысячу населения. Однако на протяжении последних трех лет коэффициент смертности остается неизменным и находится на отметке в 13,1 на тысячу населения. Вместе с тем в январе-феврале 2015 года количество умерших россиян было на семь тысяч больше, чем в аналогичном периоде 2014 года.