Человек и закон: Гуманизация государства

Нам досталось богатое наследство советского времени, его тоталитарной составляющей. Это наследство живет в различных государственных институтах, а также в значительной мере - в головах современных людей, в культуре, в миропонимании.

Сизо, тюрьмы, колонии - прямые наследники ГУЛАГа. Система исполнения наказаний сохранила не только многие формальные инструкции с советских времен, но и сохраняет негласные правила внутренней жизни, главное из которых - уничижение человека. Причем с обеих сторон колючей проволоки.

Правоохранительная система в целом - прямой наследник тоталитарного времени, действующая по знаменитой максиме: «Был бы человек, а статья найдется». Система не разбирает причины преступления - будь то ошибка, глупость или случайное стечение обстоятельств. Она наказывает всех, а желание исправляться зачастую сопрягает с подлостью: стукачеством, сотрудничеством с органами. Сейчас власти заявляют о желании изменить эту систему, но проблема не только в ее институциональной составляющей, а в психологии и привычках «наказывающих». Это менять сложнее, если это вообще возможно.

Недавний случай с журналистом Константином Поповым, замученным до смерти в медвытрезвителе в Томске, заставил задуматься и о том, что происходит в этих учреждениях. Для многих стало открытием, что медвытрезвители управляются и являются «вотчиной» МВД. То есть изначально предполагается, что попавший в медвытрезвитель человек - преступник, нарушитель законности. Однако выпивший человек - это скорее несчастный, находящийся в состоянии интоксикации. Именно поэтому он должен попадать не в руки правоохранителей, а в руки врачей. Нахождение в медвытрезвителе должно помочь человеку прийти в себя, приобрести человеческий облик, а также помочь ему избежать неприятностей на улице. В конце концов не дать замерзнуть в холод. Но система устроена так, что перебравшему гражданину помогают протрезветь дубинкой.

Медвытрезвители не должны быть в подчинении МВД. Именно поэтому удивляют слова главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, что министерство не согласно с предложениями МВД о передаче медицинских вытрезвителей от правоохранительных органов под управление органов здравоохранения, поскольку у министерства «нет правоохранительных функций».

При чем здесь правоохранительные функции, если речь идет о местах помощи несчастным? Если человек совершил преступление - дай ему протрезветь и уже потом проводи с ним необходимые правоохранительные действия. Но не наоборот.

Эти проблемы касаются и других учреждений и институтов, находящихся в государственном ведении, - армии, домов престарелых, детских домов. Насилие как норма должно уйти в прошлое.

Задачей наших властей должно стать выкорчевывание тоталитарных правил и практик из всех государственных учреждений, особенно «закрытого типа». Я вижу три основных направления в реализации этой задачи:

1. Анализ и корректировка существующего законодательства и правоприменительной практики, а также ведомственных инструкций, приказов и распорядков. В этой работе должны принять участие правозащитники и представители общественных организаций, хорошо знающие существующую практику нарушения прав граждан. Корректировка законодательства должна предполагать как гуманизацию наказания, так и увеличение ответственности представителей государства в случае нарушения прав граждан.

2. Кадровая работа в закрытых учреждениях. Здесь должны быть привлечены психологи, специалисты по тренингам. Они должны решить почти невозможную задачу: предложить путь к изменению психологии «беспредельщика» на психологию «законника».

3. Должны быть разработаны новые проекты внутреннего устройства всех закрытых учреждений, предполагающие «очеловечивание» мест содержания заключенных и задержанных, создание условий, при которых невозможны или затруднены злоупотребления и нарушения закона, например пытки.

Прозрачность и гуманизация государства - сейчас главная и первая задача.