В поддержку "Тангейзера" в Новосибирске прошёл митинг

«Тангейзер» в Новосибирске побеждает мракобесие и, похоже, с разгромным счетом. На митинг в поддержку опального спектакля и его постановщиков собралось по разным оценкам от 3 до 5 тысяч человек.

Площадь у театра оперы и балета была заполнена до краев, и если сравнить фотографии, запечатлевшие это мероприятие и «Молитвенное стояние», которое прошло здесь неделю назад (тогда участников, по данным полиции было немногим более тысячи), очевидно, что у сторонников свободы творчества огромный численный перевес перед «защитниками чувств верующих и святынь». Граждане, выступавшие на сегодняшней акции - из тех, кто видел спектакль, - уверены, что режиссер Тимофей Кулябин не них и не посягал.

Этот митинг был и явно моложе, а плакаты и лозунги - художественнее: на фанере - «Лебединое озеро» (балерины в длинных юбках, платках), «Не вижу, Не слышу, Не говорю», «Христом Богом молю - отстаньте от искусства», «Кафка нам завидует», «Диктатура» (вместо «т» - православные кресты). Молодые люди закрывали лица черными квадратами (цензура запрещает иметь лицо), некоторые пришли на площадь с гнилыми бананами, выразив так свое отношение к Владимиру Кехману (в недавнем прошлом « банановому королю»), назначенному директором городского театра оперы и балета вместо отставленного за «Тангейзер» Бориса Мездрича.

Актеры Новосибирского театра принять участие в митинге не смогли: новый начальник созвал их на внеочередное собрание.

Общественный активист Стас Захаркин, открывая акцию, сообщил собравшимся: «Прямо сейчас, в солидарность с нами, наши сограждане стоят еще на двух площадях - на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и на площади Ленина в Иркутске. Прямо сейчас актеры Московского театра.doc, в знак солидарности с нами, читают стихи русских классиков, запрещенных в свое время православной церковью».

Невдалеке от сцены стояли лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин, бывший вице-мэр Новосибирска и сенатор Иван Стариков. Политики выступать не стали, уступив микрофон философам и творческим личностям.

Первым высказался писатель-фантаст Геннадий Прашкевич. Он вспомнил каменный век, «реалистические фигуры», которые создавали тамошние художники. «Когда я смотрю на них, думаю, неужели какой-нибудь министр культуры мог эти произведения запретить, решив, что они нарисованы неправильно?».

Актер театра «Красный факел» Владимир Лемешонок назвал министра Мединского « таксидермистом», желающим сделать из артистов «управляемые муляжи».

Доктор философских наук Дмитрий Винник заметил, что все можно политизировать, даже дилемму - с какой стороны правильней разбивать пасхальные яйца. «И вот у нас в стране появились «тупоконечники», которые хотят сделать из нас «остроконечников».

Сергей Смирнов, тоже доктор философии процитировал Бродского: «Настоящее занятие поэта - писать хорошие стихи», все остальное второстепенно. По мнению Смирнова, новосибирская власть «оказалась бесхребетной, повелась в угоду черносотенцам».

Организаторы акции зачитали обращение гендиректора Академпарка Дмитрия Верховода: «Если мы имеем амбиции быть научным и культурным центром, мы обязаны защищать наших творцов».

Композитор и музыкальный руководитель театра «Глобус» Роман Столяр сказал о необходимости создавать негосударственный фонд поддержки культуры.

К митингующим обратились на видео мастера культуры и критики, известные всей России. Андрей Звягинцев дал мудрое определение «долга зрителя»: «быть свободным и понимать, что он имеет право услышать то, что хочет услышать». «Птица может петь только там, где нет удушья и чистая вода», - в свою очередь заметил театральный режиссер Кирилл Серебрянников.

Главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова назвала историю с «Тангейзером» «провинциальной»: «Могли уничтожить рядовой спектакль, а сняли - выдающийся». Один из создателей «Диссернета» Сергей Пархоменко напомнил, что министр Мединский, создавая свою диссертацию, поступил проще, чем Тимофей Кулябин с оперой Вагнера: позаимствованные тексты сильно менять не стал.

Долго раздумывал и все же рискнул выйти на сцену протодиакон Андрей Кураев. Его выступление было кратким, но многозначительным: «Сегодня день, когда мы вспоминаем несостоявшуюся революцию. Она случилась 2000 лет назад, когда Иисус на ослике въехал в Иерусалим. Все ждали, что он поведет людей против Понтия Пилата, но у него был свой путь».

Новосибирцы проскандировали Кураеву «Спасибо!», затем повернулись лицом к Оперному театру и поаплодировали ему.

В завершение митинга было зачитано Обращение к президенту РФ: и к Государственной Думе.