Минские соглашения на грани провала. Что дальше?

На модерации Отложенный

Ситуация на Донбассе постепенно накаляется и похоже, что так называемые «Минские соглашения-2» близки к провалу. А ведь шанс для стабилизации ситуации еще остается.

Напомним, что второе минское соглашение это Комплекс мер согласованный на саммите в Минске 11-12 февраля 2015 года лидерами Германии, Франции, Украины, России и подписанный контактной группой, состоящей из представителей России, Украины, самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик с целью деэскалации вооружённого конфликта на востоке Украины. Комплекс мер, в том числе, предусматривает прекращение огня, отвод тяжёлых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности, а также мониторинг ситуации представителями ОБСЕ.

Прекращение огня должно было стать тестом на реалистичность выполнения минских договоренностей. Однако пока можно констатировать только то, что стороны стараются декларировать, что де-юре договор соблюдается, хотя де-факто этого не наблюдается. Боевые столкновения продолжаются, стороны обвиняют друг друга в невыполнении соглашений и постепенно подтягивают к зоне конфликта резервы...

В СМИ регулярно появляется информация о неизбежности продолжения кровопролития. По сути, и та и другая сторона готовит граждан к тому, что хрупкое перемирие, заключённое сторонами конфликта в Минске закончится со дня на день.

Представители ДНР и ЛНР постоянно заявляют, что Украина не выполняет в необходимой мере соглашение об отводе вооружений, украинская техника не отводится на необходимое расстояние и находится на позициях, позволяющих вернуть ее к линии соприкосновения за несколько часов.

Не отстает и украинская сторона, представители которой заверяют, что после подписания Комплекса мер выполнения Минских договоренностей ДНР и ЛНР захватили населенные пункты Логвиново, Попасная, Лозовое, Новогригорьевка, Южная Ломоватка и Дебальцево.

По словам спикеров ВСУ, по линии соприкосновения наблюдается сосредоточение живой силы противника, большого количества танков, БТР, оружия и другой военной техники, воздушное пространство Украины нарушается истребителями и беспилотными летальными аппаратами РФ, осуществляющих воздушную разведку, железнодорожными составами в Донбасс завозятся из РФ военная техника и боеприпасы.

Все это происходит на фоне регулярных локальных боестолкновений по всей линии соприкосновения и терактов в Одессе и Харькове.

При этом стороны постоянно нагнетают и без того взрывоопасную обстановку сообщениями о возможном начале массированного наступления противоборствующей стороны.

Глава ДНР Александр Захарченко еще в феврале заявил, что Украина не заинтересована в мире на Донбассе и готовит наступление «в конце марта-начале апреля».

Так, первый вице-спикер Верховной Рады Андрей Парубий в интервью газете «Украинская правда» заявил, что ДНР, ЛНР и российские войска готовят большое наступление против Украины. По его убеждению, всем крупным атакам противника предшествовала, как и на данный момент, мощная риторика о якобы невыполнении украинской стороной Минских договоренностей.

Не отстают и европейские политики. Так, депутат Европейского парламента Яцек Сариуш-Вольский в середине марта заявил, что, вероятнее всего, полномасштабное наступление на территорию Украины начнется в апреле. «Об этом говорят данные иностранных разведслужб и данные из штаба НАТО», - сказал политик.

К сожалению, мирным путем найти общий язык сторонам пока не удается и перспектив не просматривается.

В Киеве, судя по всему, исходят из того, что Минские соглашения предписывают демонтаж ЛНР и ДНР. Так, Порошенко в одном из последних интервью признал, что оружием, танками и «градами» вернуть Донбасс невозможно, поскольку ценой такой войны за территорию станут десятки тысяч жертв. Поэтому украинская власть, по словам Президента Украины, ориентируется на мирный способ - реинтеграцию. Порошенко считает, что путь к ней - это выполнение тех же пунктов, которые Киев предлагает в виде условий проведения выборов местных органов власти на территории подконтрольным ДНР и ЛНР. При этом такие выборы, по версии украинской стороны, предусматривают полное прекращения огня, отвод с территории Донбасса всех иностранных войск, добровольцев и военной техники, установления прочного мира и контроля за украино-российской границей, подтвержденного со стороны ОБСЕ.

Лидеры ЛНР и ДНР Игорь Плотницкий и Александр Захарченко не согласны с таким подходом и грозятся в ближайшее время не только «освободить» территории Донбасса, на которых был проведен референдум в мае прошлого года, но и дойти до Харькова и Одессы.

Насколько глубоко непонимание между украинской властью и лидерами самопровозглашенных республик, можно понять из слов представителя ДНР на Минских переговорах по урегулированию Дениса Пушилина. Он считает, что заявление украинского Президента о возможности проведения выборов в Донбассе в этом году вызывает недоумение, поскольку закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» Киев не согласовал с ЛНР и ДНР: «Мы только за выполнение этой части договоренностей, но до сих пор с нами никто закон не согласовывал, а украинская сторона обязана это сделать». Абсурдным назвал Пушилин также заявление Порошенко о реинтеграции оккупированных территорий Донбасса: «Не совсем понятно, кого Петр Порошенко называет оккупантами: возможно, местных жителей. Это вообще абсурд. Кто оккупирован - тоже непонятно».

Как известно, 17 марта Верховная Рада Украины приняла, а 23 марта председатель Верховной Рады Владимир Гройсман подписал Постановление, согласно которому временно оккупированными территориями признаются отдельные районы, города, поселки и села Донецкой и Луганской областей, в которых в соответствии с законом Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вводится особый порядок местного самоуправления, до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований, российских оккупационных войск, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и восстановления полного контроля Украины над государственной границей Украины.

Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что у Киева практически нет возможности найти общий язык с ЛНР и ДНР. В комментарии «Новому времени» он отметил: «Для украинской стороны принципиальна следующая последовательность действий: сначала - полное прекращение огня, затем - проведение местных выборов и создание демократических предпосылок для волеизъявления населения. Только после этого новые органы местного самоуправления получат расширенные полномочия. Фактически это будет означать демонтаж ДНР и ЛНР. Скажу откровенно: я не верю, что сепаратисты согласятся на проведение демократических выборов на своей территории. Скорее всего, когда переговоры относительно их формата провалятся, они снова проведут собственные выборы». Эксперт предполагает, что на этом история Минска-2 закончится так же бесславно, как история Минска-1.

«В результате мы придем к единственному возможному выходу - необходимости замораживания конфликта в Донбассе. Первые шаги в этом направлении уже делаются: на последнем заседании Совета национальной безопасности и обороны руководство страны приняло решение об укреплении оборонных сооружений в зоне конфликта. Это знак того, что мы готовы выполнять Минские договоренности, но не верим в честность противника и будем готовы к его новой атаке», - отметил он.

В свою очередь, в ходе одного из выступлений Глава самопровозглашенной Луганской народной республики Игорь Плотницкий заявил, что минские соглашения могут быть сорваны только активными боевыми действиями: «Сказать, что минские соглашения похоронены, можно будет лишь тогда, когда в очередной раз начнет литься кровь». Он подчеркнул, что власти ЛНР всегда выступают за мирное урегулирование кризисных ситуаций.

Таким образом, стороны де-юре хотят мира, а де-факто готовятся к активной войне.

А между тем, реальное эффективное выполнение Минских договоренностей закладывает основы для обеспечения безопасности не только в регионе, но и в Европе. Это откроет перспективы для организации трехсторонних переговоров между Европейским Союзом, Украиной и Россией с целью выработки механизма практического решения вопросов, вызывающих беспокойство указанных стран.

В этом контексте следует подчеркнуть необходимость соблюдения требований Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года, в частности прекращение огня, несмотря на тот факт, что участники конфликта на Востоке Украины имеют разные взгляды относительно причин его возникновения и путей урегулирования.

Однако в случае патовой ситуации, ни одна из противоборствующих сторон не сможет сделать следующий ход, и продолжение игры в такой ситуации возможно только при изменении её правил. Но, вне всякого сомнения, военного решения конфликта быть не может.