На Украине паника: с прилавков сметается всё, что есть

На модерации Отложенный

За минувшую неделю цены на товары первой необходимости в украинских магазинах поставили антирекорд, увеличившись в среднем на 150–200%.

Реакция людей — предсказуемая: с прилавков сметается все, что есть. В магазинах появились подзабытые уже объявления о том, сколько чего отпускается в одни руки.

Но это пока, в том смысле, что пока у населения есть финансовый «жирок» — накопления, сделанные еще до Евромайдана.

Рухнувшая гривна и замороженные заработные платы быстро съедят последние заначки. А что дальше? Уверения киевской власти в том, что все хорошо, стабильно и вообще «запад нам поможет»?

По данным управляющих супермаркетами в «черную среду» 25 февраля их магазины продали товара в 10–15 раз больше чем обычно. Многие покупатели, придя за «копеечным» товаром уходили с полными тележками, заполненными сахаром, мукой, подсолнечным маслом и солью.

Те, кто скупился в среду, оказались в выигрыше по сравнению с теми, кто спохватился и помчался в магазин в четверг, 26 февраля. За ночь цены снова подросли и встретили покупателей очередным неприятным сюрпризом. Пятница и суббота «порадовали» очередным ростом цен. На все.

Сахар — вместо 10 гривен за килограмм стал стоить 25, цена муки выросла с 4 до 9 гривен, подсолнечного масла с 15 до 28 гривен. И так — почти по всем позициям, исключая пока что лишь молочные продукты и хлеб. Впрочем, мукомолы Украины уже жалуются. Что не в состоянии покупать пшеницу при стремительно растущих ценах на нее. Так что пора сушить сухари…

Строго говоря, ценовой обвал начался не в минувшую среду, а почти год назад, в тот момент, когда в Киеве подожгли первую шину в честь «еврореволюции». Именно тогда на Украине началось комплексное, взаимосвязанное обрушение всего.



В первую очередь дорожали, казалось бы, не самые важные товары, в основном импорт. Потом трудоемкие товары — их просто перестали производить. Потом случилось то, что дало возможность Украине «оставаться на плаву» — богатый урожай.

Дешевые украинские фрукты и овощи отвлекали на себя внимание. Потребитель не заметил, как цена мяса неожиданно стала в полтора раза выше, как заграничные фрукты из общедоступных перешли в разряд «редких покупок», как десяток яиц — из разряда продуктов «купить на бегу» — поднялся до ранга «серьезная покупка».

После «черной среды» уже прошло время. Правительство уверило граждан — все будет хорошо. Скоро очень скоро придут кредиты: если не в середине марта, то к концу месяца точно. Скоро, очень скоро. Доллар будет стоить не 40–50 гривен, а только 20. На рынках и в магазинах очередное затишье. Затишье перед бурей.

И на фоне этого затишья, нельзя не процитировать руководителя Департамента монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Сергея Николайчука, который обнадежил паникующих граждан Украины:

«Сейчас мы делаем ряд значительных шагов по наращиванию институционального потенциала регулятора в монетарной политике. В этой области нашей основной целью является переход к инфляционному таргетированию. Данный режим позволит нам иметь низкую и стабильную инфляцию, а также принесет ряд преимуществ».

После такого заявления хочется ринуться в книжный магазин, чтобы на последние деньги купить «Экономический словарь» и перевести обещания чиновника с «профессионального языка» на понятный. Если денег хватит…