Мехмет Перинчек: Россия и Турция - союзники

На модерации Отложенный

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным турецким историком и политическим деятелем, автором нашумевшей книги «Армянский вопрос в 120 документах из российских государственных архивов» Мехметом Перинчеком.

 - Мехмет-бей, на днях состоялось переименование Партии труда Догу Перинчека в партию «Родина» (Vatan Partisi). Чем была вызвана смена названия партии и что от этого поменяется?

 - В последнее время в турецкой политике наблюдается координация действий различных политических сил во имя общей идеи – против расчленения Турции. Последний пример единства мы увидели во время поднятия армянского вопроса в Страсбурге. Как вы знаете, недавно в Страсбурге состоялось рассмотрение дела Догу Перинчека, в котором приняли участие представители различных политических сил – националисты, социалисты, кемалисты, исламисты, республиканцы. Увидев такое положение дел, мы почувствовали острую необходимость в объединении всех протюркских сил под крышей одной партии. Для того, чтобы название партии не касалось конкретной политической ориентации, а стало объединительным фактором, и было принято решение поменять название Партии труда на партию «Родина».

 

- Для многих стало неожиданностью, что в политсовет партии вошел армянин

Саркис Кысаоганян. Зачем партии «Родина» понадобился армянин?

 - Многие СМИ сообщили, что якобы Саркис – бей был избран в руководство партии. Хочу уточнить, что он был избран как один из молодых членов партии в президиум съезда партии. Пока что Кысаоганян не входит в управленческий состав, хотя я считаю, что он имеет на это право. А так, он молодой член нашей партии и избран в президиум в качестве символа многонационального состава нашей партии.

 Как вы знаете, во время разбирательства в Страсбурге, армяне и другие заинтересованные силы искусственно хотели создать образ Догу Перинчека как ярого армяноненавистника и расиста. Создание партии «Родина» с многонациональным составом, объединяющей людей с разными политическими взглядами, наглядно опровергает все домыслы армян. Во время создания партии мы не ставили перед собой цель обеспечить доминирование в ней какой-то одной нации. Наша главная цель заключалась в том, чтобы в одной партии была представлена вся география Турции вне зависимости от национальности. Это был своего рода месседж тем силам, которые надумали расчленить Турцию на национальной почве.  

 - Кстати, о деле Догу Перинчека. Как Вы думаете, какое решение вынесет Большая палата Европейского суда по правам человека по делу вашего отца?

 - Для начала хотел бы напомнить, что 17 декабря 2013 Догу Перинчек выиграл судебный иск в Европейском суде по правам человека о необоснованности криминализации отрицания «геноцида армян». Фактически тем самым ЕСПЧ опроверг армянские притязания и назвал антидемократическими и противозаконными попытки наказывать людей за отрицание «геноцида армян». К тому же ЕСПЧ посчитал неверной формулировку «геноцид армян» относительно событий 1915 года в Османской империи.

В решении ЕСПЧ также отмечалось, что события 1915 года в Османской империи, выдаваемые армянами в качестве геноцида, не могут находиться на одном уровне с тем, что творили нацисты в отношении евреев во время II Мировой войны.

 После этого решения Швейцария подала апелляцию. 28 января 2015 года апелляция была рассмотрена. Суд посчитал Турцию правой, и оставил в силе решение ЕСПЧ. Последнее решение суда мы получим на руки через 3-4 месяца, в худшем случае – в начале 2016 года. Но заранее можно говорить о том, что решение не будет направлено против Турции. После суда адвокат Швейцарии выступил в СМИ и признал, что в его стране было нарушено право Догу Перинчека на свободу слова.

 Кстати, на суде 28 января армянскую сторону представляла супруга известного голливудского актера Амаль Клуни. В свои выступления представители Армении включили множество вопросов, которые вообще не имели никакого отношения к делу, которые не соответствовали действительности. В целом, они нарушили регламент. Зато все участники судебного процесса стали свидетелями правильно выбранной стратегии защиты Догу Перинчека.  

 - Президент Армении аннулировал протоколы о нормализации армяно-турецких отношений. Как в Турции отнеслись к этому решению Саркисяна?

 - Еще во время переговоров вокруг этих протоколов, я заметил некое принуждение сторон. Я считаю, что отношения Турции и Армении должны быть урегулированы.

Напомню, что первые контакты армянских и турецких делегаций в Швейцарии держались в секрете, особенно от Азербайджана. Это не только озаботило Баку, но и вызвало у него серьезное недовольство. Турецкому обществу также не понравились детали искусственной футбольной дипломатии. Особенное недовольство у турецкого общества вызвал тот факт, что на матч в Турции не были допущены болельщики с азербайджанскими флагами: у них эти флаги полиция по приказу правительства отнимала и выбрасывала в мусорные урны. И вот после всего этого были подписаны сомнительные протоколы. Но нынешние реалии еще раз подтвердили ошибочную стратегию властей Турции по нормализации армяно-турецких отношений. Главное, что в протоколах не было пункта об отказе Армении от территориальных претензий к Турции. Также отсутствовал пункт о Карабахском конфликте, являющимся главной причиной закрытия границы с Арменией. В протоколах также не нашел своего отражения пункт о решении или хотя бы желании Армении больше не поднимать  вопрос так называемого геноцида. В целом, в протоколах не были отражены несколько важных основополагающих моментов, затрудняющих процесс нормализации.

 

Всем было понятно, что армяно-турецкие протоколы являлись результатом стараний и требований США, которые открытием границ хотели оторвать Армению от России. Американцы считали, что открыв турецко-армянскую границу, они снизят зависимость Еревана от Москвы, и Армения войдет в сферу влияния США через Турцию. К счастью, народы Турции и Азербайджана резко выступили против этих протоколов, в результате чего они не прошли через утверждение парламентом. Можно сказать, что эти протоколы изначально были мертворожденными. Так что решение Саргсяна можно назвать процессом захоронения мертворожденных протоколов.

 - Как Вы смотрите на сближение России и Турции? Это взаимный интерес или попытка насолить Западу?  

 - В отличие от правительства Турции, я не считаю нынешний уровень турецко-российских отношений нормальным. Я считаю, что эти отношения должны развиваться ускоренным темпом. Анализируя нынешнюю политическую ситуацию, я вижу, что сегодня государственность России и Турции находится в одинаковой опасности. С одной стороны Украиной и Грузией Вашингтон пытается ослабить Россию. С другой стороны, Вашингтон занес над Анкарой дамоклов меч в лице марионеточного курдского государства на территории северного Ирака, что безусловно является потенциальной угрозой территориальной целостности Турции. Так что, и Турция, и Россия сегодня просто обязаны объединить свои усилия в вопросе препятствования угрозам своей территориальной целостности и государственности.

 Но политика – далеко не единственная область, в которой должны тесно сотрудничать Москва и Анкара. Нам необходимо продвигать и экономическое сотрудничество. Все-таки мы граничим друг с другом через Черное море и имеем большой потенциал для развития двусторонних отношений по многим направлениям. История показывает, что сотрудничество Турции и России всегда приносило хорошие результаты для обоих государств. История доказывает, что российско-турецкие войны всегда служили интересам Запада, который преследовал цель не допустить сближения и стратегического сотрудничества Анкары и Москвы. Ведь в таком случае Запад окажется бессильным перед таким тандемом.

 Кроме того, улучшение отношений и тесное сотрудничество между Турцией и Россией может дать толчок для решения проблемных вопросов, особенно на Южном Кавказе, а также будет служить эффективным противодействием усилению американского влияния в регионе.

 - Как российско-турецкое сотрудничество отразится на урегулировании Карабахского конфликта, если учесть, что у Турции и России разные взгляды и подходы в урегулировании?

 - Сегодняшнее видение Карабахской проблемы Москвой таково: она не заинтересована в нарушении статус-кво. Россия опасается, что возобновление войны может открыть путь империалистическим силам в регион Южного Кавказа. Считаю, что с уменьшением влияния империалистических сил на Южном Кавказе, шансы Азербайджана на возвращение Карабаха повышаются в несколько раз.

 Я думаю, что если региональные державы – Турция, Россия и Иран – объединят свои усилия, то они смогут уменьшить влияние Запада на Южный Кавказ, соответственно, проблема Карабаха имеет все шансы на справедливое урегулирование. Критическим здесь является не допущение усиления влияния Запада на регион, что очень беспокоит Россию. Заслоном тут может стать стратегическое сотрудничество России и Турции, что, повторюсь, приблизит справедливое решение Карабахского конфликта.