Украина направляется обратно в объятья Матушки-России

Почти наверняка возвращением на пост президента Украины пророссийского лидера Виктора Януковича — через пять лет после того как он был отвергнут страной во время Оранжевой революции — будут тихо наслаждаться в Кремле, как ещё одной победой в продолжающемся соперничестве России и Запада за господство на шахматной доске бывшего Советского Союза.

Не так давно казалось, что Россия сама может быть поглощена волной продемократических потрясений, получившей название «цветных революций», прокатившихся по постсоветским государствам: Грузии, Украине и Кыргызстану. Но после многих лет упорной экономической и политической работы над основами и одной войны — против Грузии в 2008 году — Москва теперь, похоже, направляется к безраздельному влиянию над бывшим советским регионом, который президент Дмитрий Медведев назвал «сферой влияния России».

Хотя существует мало шансов, что избранный президент Янукович будет российской марионеткой — как утверждают некоторые его недоброжелатели, — но он быстро положит конец донкихотской антимосковской политике, проводимой его предшественником, героем Оранжевой революции 2004 года Виктором Ющенко, включавшей в себя продажу оружия в Грузию и недавнее присвоение украинскому антисоветскому партизанскому лидеру времён второй мировой войны Степану Бандере звания «Герой Украины» — что вызвало бурю негодования в России.

А если серьёзно, то Янукович может навсегда отложить заявку Украины на вступление в НАТО, замедлить планы г-на Ющенко на углубление экономического сотрудничества с Европейским союзом, и забыть о требованиях украинских националистов выселить русский флот из своей исторической штаб-квартиры в Крыму на Чёрном море.

«Геополитическая реальность очень явно смещается в пользу России, и возвращение Януковича свидетельствует об этом, — говорит Вадим Карасев, директор киевского независимого Института глобальных стратегий. — В Киеве будут очень разные настроения, и Россия будет более довольна нами».

Поворот в сторону Москвы

Даже Юлия Тимошенко, которая по-прежнему отказывается признать победу на выборах Януковича, заняла бы более дружественную Кремлю позицию, если бы она стала президентом.

«Мы знаем, что Тимошенко заключила широкомасштабную сделку с (российским премьер-министром Владимиром) Путиным, когда они провели переговоры по украинским газовым долгам, — говорит Алексей Коломиец, председатель независимого Центра европейских и трансатлантических исследований в Киеве. — Она очень прагматична, и она не та, кто будет придерживаться непопулярную принципов — таких, как вступление в НАТО — пути, которым шёл Ющенко».

Хотя Украина, как представляется, склонялась к Западу после Оранжевой революции, общественная поддержка политики Ющенко оставалась незначительной. Например, опросы общественного мнения неизменно показывают, что около двух третей украинцев выступают против вступления в НАТО. Хотя он сам и потерпел поражение на президентских выборах в 2004 году, пророссийская Партия регионов Януковича продолжила набирать большое количество голосов на последующих парламентских выборах — особенно в сильно русифицированной восточной Украине.

Кремль, который открыто поддержал своего любимого сына, Януковича, на якобы сфальсифицированных выборах 2004 года, обновил свой подход к влиянию на Украину. Открытое политическое вмешательство было заменено на «коммерческое» давление, которое означало прекращение поставок дешёвого российского газа для украинских энергоёмких сталелитейной и химической отраслей и более жёсткий контроль над миллионами украинских «гастарбайтеров», ищущих работу в России.



В серии «газовых войн» по вопросам цены и условий транзита российского газа к европейским потребителям по трубопроводной системе Украины, Москва последовательно переиграла Киеве дипломатически, сделав Украину больше похожей на ненадёжного партнёра, чем на жертву сильной российской хватки.

Не марионетка Москвы

Кремль, хотя и доволен победой Януковича, не ожидает от него изменения позиции в двусторонних спорах, таких как газоснабжение, торговля, или попытки России продлить срок аренды для своего военно-морского флота в Крыму

«У нас нет иллюзий, что любой украинский лидер будет придерживаться пророссийских принципов, — говорит Владимир Корнилов, директор Киевского филиала финансируемого российским правительством Института Содружества Независимых Государств. — Ясно, что мы просто были не в состоянии работать с Ющенко. Но если Янукович станет президентом, то, вероятно, будут всякие неприятности и с ним тоже».

Эксперты говорят, что геополитическая напряжённость, вероятно, будет постоянным фактором в украинском внутриполитическом дискурсе. Страна глубоко разделена, с её украиноязычными и националистически настроенными западными провинциями, теперь имеющими общие границы с членами ЕС и НАТО — Польшей, Румынией и Словакией — и с завистью смотрящими в их сторону. Восточная Украина с её крупной промышленностью была частью России на протяжении 300 лет, большинство её граждан владеют русским как родным языком, и они склонны прислушиваться к культурным и политическим сигналам Москвы. С тех пор, как Владимир Путин пришёл к власти десять лет назад, Россия стала намного более настойчивой в усилиях по возвращению Украины назад в свою орбиту.

Часть Европы — или Евразия?

Некоторые украинские эксперты говорят, что вхождение Януковича во власть может стимулировать свежие мысли о том, как Украина может наилучшим образом сбалансировать отношения с её историческим угнетателем, а ныне важнейшим торговым партнёром, Россией, и с соседями из НАТО и ЕС, к которым она надеется в конечном итоге присоединиться.

«Среди украинских специалистов по безопасности нарастает мнение, что оптимальным вариантом для Украины могло бы быть декларирование нейтралитета между Востоком и Западом, и стремление развивать динамичные отношения в обоих направлениях, — говорит Дмитрий Выдрин, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, ключевого президентского консультативного органа. — Мы должны быть мудрыми в этом. Пока Россия рассматривает украинское членство в НАТО в панических выражениях, нам, возможно, придётся держать его под сукном».

И многое зависит от того, будет ли текущая тенденция потепления между США и Россией продолжаться, или скатываться обратно к «холодной войне», как в громких ссорах последних лет.

«Если Вашингтон и Москва разработают модус вивенди*, то роль Украины в конфликтах между Востоком и Западом будет уменьшаться и станет ничем не примечательной, — говорит Михаил Погребинский, директор независимого центра политических исследований и конфликтологии в Киеве. — Но если конкуренция между ними вспыхнет вновь, мы будем становиться объектом их активных интересов и споров снова и снова».