Зачем глава МИД Азербайджана прибыл в Грузию?

Грузия и Азербайджан. Сегодня эти страны объединяют глобальные энергетические, транспортные, коммуникационные проекты. Параллельно с этим еще больше укрепились двусторонние стратегические связи в рамках сотрудничества в таких организациях, как ГУАМ, Организация Черноморского экономического сотрудничества и других. Политическое сближение происходит на фоне экономической интеграции и носит стратегический характер. 

Больше чем визит

В Баку пристально следят за ситуацией в Грузии. Опыт показывает, что политическая нестабильность и тем более очередная смена власти там приводит к возникновению напряжения между Баку и Тбилиси.

Видимо, это связано с неопытностью нового грузинского руководства. Так было и после победы Бидзины Иванишвили: пошли разговоры о несправедливых тарифах за прокачку нефти через территорию Грузии, о сближении ее с Арменией и т.д. Позже эта волна улеглась, но осадок остался.

В этой связи знаменателен и сегодняшний визит главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова в Грузию.

«Стороны обсудят совместные проекты в сферах энергетики и транспорта», - сообщал ранее пресс-спикер МИД Грузии Давид Кереселидзе. По его словам, в ходе двухдневного визита запланированы встречи Эльмара Мамедъярова с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили, премьером Ираклием Гарибашвили, главой МИД Тамар Беручашвили.

Грузия придает особое значение визиту главы МИД Азербайджана, что обусловлено стратегическим сотрудничеством двух стран, сказал Кереселидзе.

«Основная тема обсуждения будет заключаться в улучшении отношений в сфере торговли. А если принять во внимание недавний визит грузинской делегации в Тегеран, где иранская сторона заявила о желательности упрощения визового режима с Грузией, то визит главы МИД Азербайджана может иметь под собой и это обстоятельство», – считает грузинский эксперт, иранист Василий Папава.

«Скорее всего, Баку хочет обсудить и вопросы в данной сфере, ибо если Иран и Грузия достигнут взаимовыгодных соглашений в торгово-экономической сфере, то без подключения Азербайджана в этот процесс затея не может иметь ощутимых результатов из-за географического положения», – подчеркнул он в беседе с корреспондентом КАВПОЛИТа.

В Баку следят за Тбилиси

«Баку пристально отслеживает ситуацию в соседней Грузии, братской и дружественной стране, с которой Азербайджан связывает больше, чем просто товарооборот или компактное проживание азербайджанцев в Грузии», – считает Гейдар Мирзанезависимый исследователь, докторант Школы политических наук им.Отто Зура (Свободный университет Берлина).

«Грузия для Баку — стратегический союзник. Транзит азербайджанских углеводородов через территорию Грузии и азербайджанские инвестиции в грузинскую экономику, несомненно, играют ключевую роль в этом партнерстве, так как взаимозависимость у Азербайджана с Грузией обоюдная», – подчеркнул он.

По сути, считает эксперт, Грузия – единственный выход Азербайджана на Запад, в том числе и на Турцию, если не считать узкий (и на сегодняшний день по целому ряду обстоятельств условный) коридор в Нахчыване.

«Всего этого более чем достаточно, чтобы азербайджанская сторона отслеживала бы ситуацию в этой стране. Азербайджан заинтересован, в первую очередь, в стабильности и процветании Грузии. Эти отношения сформировались естественно, они не являются искусственно навязанными, примером чему служит то, что партнерству не один десяток лет, и оно пережило не одну смену власти в обеих странах», – заключил Гейдар Мирза.    

«Официальный Баку не вмешивается во внутриполитические темы соседнего государства. Хотя то, что происходит в Грузии, небезразлично Баку», – добавляет к словам своего коллеги руководитель центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу.

«Там живут азербайджанцы, и любые перемены в Грузии затрагивают и их.

Кроме того, Баку не заинтересован в том, чтобы в Грузии была сложная внутриполитическая обстановка и резкие изменения. Баку заинтересован в сильной Грузии, чтобы Тбилиси мог отвечать всем вызовам», – заметил эксперт.

Грузинский аналитик, главный редактор информационно-аналитического агентства «ГрузИнформ» Арно Хидирбегишвили уверен, что имеют место более насущные экономические вопросы, о подоплеке которых широкой общественности, скорее всего, не станет известно.

 «И дело здесь не только в уменьшившемся товарообороте между Грузией и Азербайджаном, который вполне объясним критической ситуацией в грузинской экономике и падением курса грузинской валюты — лари — по причине инфляции российского рубля. Причина — в некоторых чисто грузино-азербайджанских разногласиях, попавших в повестку дня в последнее время», – считает аналитик.

«Насколько мне известно, в Грузии началась финансовая проверка деятельности SOCAR, имеющей, что общеизвестно, хорошие связи с прежним руководством республики и местный штат, по-прежнему укомплектованный сторонниками экс-правительства Саакашвили.

Не буду напоминать, что сфера энергоносителей находилась под жестким контролем экс-президента Грузии, в частности – владельца многих сетей бензозаправок "Галф" и Потийского терминала Кезерашвили и брата Саакашвили — высокопоставленного сотрудника "Висол"», – подчеркнул собеседник КАВПОЛИТа. 

При этом Арно Хидирбегишвили не утверждает, что здесь просматривается желание «выжить» SOCAR с грузинского рынка и заместить его другой компанией.

«К примеру, российской, как это произошло с российским бизнесменом Давидом Якобашвили, компания которого купила все активы Кезерашвили вместе с терминалом в Поти и сетью заправок "Галф", но на раздумье наводит другой факт», – сказал главред.

Эксперт обратил внимание на то, что в Грузии объявлено о подорожании газа, пока только для оптовых потребителей — промышленных государственных и частных объектов, т.е. бизнес-сектора.

«Не было ли это "мягким" предупреждением Азербайджана, предостерегающим о нежелательных последствиях для Грузии при изменении правил игры и продолжении подобного тренда?» – задается он вопросом. 

От перемены президентов вопросы не меняются

Примечательно, что информации о деталях сегодняшнего визита, мягко говоря, мало. В азербайджанском экспертном сообществе уверены, что Грузия и Азербайджан, несмотря на различие политических систем и внешнеполитических приоритетов, признали, что сохраняют стратегическое партнерство в вопросах региональной безопасности и развития.

Вопреки некоторым разногласиям в историческом прошлом, отзвуками которых остается вопрос демаркации границ, в целом грузино-азербайджанские отношения характеризовались взаимоуважением, о чем свидетельствует отсутствие двустороннего национального конфликта — как, например, у грузин с абхазами и осетинами или у азербайджанцев с армянами.

Проблемы азербайджанцев в Грузии (и при Саакашвили, и при Маргвелашвили) существуют и делятся на две группы. К первой относятся проблемы, общие для всего населения Грузии: это, в первую очередь, тотальная безработица, высокие цены, вопросы соцобеспечения и т.п.

Ко второй группе относятся проблемы, характерные для нацменьшинств Грузии: сохранение национального языка, свободы вероисповедания (для азербайджанцев это строительство новых мечетей и молелен для осуществления религиозных обрядов), все еще встречающееся ущемление по национальному признаку, вопросы собственности на землю в регионе Квемо-Картли.

Свою долю напряжения вносит нерешенный вопрос легитимизации — демаркация границы между Грузией и Азербайджаном, закаталинская проблема и вопрос монастыря Давид Гареджи, оставшегося, скажем так, на приграничной территории... И в решении этих проблем абсолютно не имеет значения, кто президент Грузии…