Теракты, игры Нетаньяху и двойные стандарты

Мы живем в мире, где все взаимосвязано. Инцидент, случающийся в одной части планеты, эхом отдается в другой. Правда, бывают исключения, но они лишь подтверждают правило. Теракт в датской столице был одним из таких, чье эхо услышали в США, а отзвук инцидента в маленьком американском городе заставил заговорить Эрдогана...

Эхо парижского теракта

Вечером 15 февраля у синагоги в центре Копенгагена произошла перестрелка. Ранее пальба была зарегистрирована рядом с кафе, где проходила публичная дискуссия об искусстве, богохульстве и свободе самовыражения. Жертвами нападений стали два человека, пятеро были ранены. По данным информационных агентств, убийцу ликвидировали полицейские.

Подозреваемый в совершении терактов в Дании 22-летний Омар Эль-Хуссейн до нападений на синагогу и культурный центр в Копенгагене присягнул на верность лидеру террористической организации «Исламское государство» Абу Бакру аль-Багдади, написав об этом в Facebook. Информагентство Associated Press отмечает, что более года назад Эль-Хуссейн отбывал наказание за нападение на человека и как раз в тюрьме мог стать приверженцем радикальных идей.

Среди собравшихся на дискуссию в культурном центре был известный шведский автор карикатур на пророка Мухаммада Ларс Вилкс, который, впрочем, не пострадал. Присутствовавший там же французский дипломат Франсуа Зимре (François Zimeray) написал в Twitter: «Я не ранен, нахожусь в здании».

Похоже, инцидент является эхом парижского теракта, когда террористы расстреляли журналистов в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo. Именно схожий сценарий дает многим повод говорить о том, что парижский теракт был не единичным, что речь идет о волне терактов, которая охватит Европу в ближайшее время.

Неудачные игры Нетаньяху

Одним из таких прорицателей, видимо, является израильский премьер Беньямин Нетаньяху, который призвал всех евреев Европы мигрировать в Израиль. Хотя мне представляется, что дело тут совсем не в проницательности израильского политика — скорее, в его готовности играть и использовать ситуацию в своих целях.

Ничего, кроме оправданий в своей беспомощности, получить в ответ от европейских лидеров на такие заявления он не мог бы: иная реакция стала бы поводом для обвинения в антисемитизме.

Между тем эта ситуация на многое проливает свет. Например, на то, что израильский политик, по сути, требует позитивной дискриминации для своих соплеменников в Европе. Возникает логичный вопрос: а почему равноправие должно как-то особо отражаться на положении одной этнической группы?

Причем делаются эти заявления на фоне подготовки некоторых стран к признанию независимости Палестины, с которым Израиль категорически не согласен. Например, соседняя с Данией Швеция сделала этот шаг еще в конце октября, есть движение в этом направлении и во Франции (там обе палаты парламента рекомендуют правительству признать независимость Палестины), в Ирландии, а также отчасти и в самой Дании.

Это, конечно, пока не официальные дипломатические отношения с Рамаллой, но важные шаги к ее членству в ООН.

Для Копенгагена признание Палестины независимым государством уже который год остается вопросом внутренней борьбы, за него выступает значительная часть парламентариев. Датский политический истеблишмент начал обсуждать его еще в 2011 году, но правительство страны до сих пор воздерживается от решения.

В этой ситуации атака террориста, называющего себя мусульманином, видимо, должна продемонстрировать, что испытывает Израиль, когда теракты совершаются на его территории. Израильские журналисты внимательнее датских следят за обсуждением в стране вопроса о признании независимости Палестины.

Примечательно, что формально СМИ не пишут о связи этого вопроса и теракта в Копенгагене, но определенно ее усматривают. Вот, к примеру, скриншот сайта издания Focus.de, где к пугающему комментарию от 17 февраля (о риске для стран в случае признания Палестины суверенным государством) прикреплена статья по заголовком «Также по теме: теракт в Копенгагене».

Двойные стандарты

Реакцией на теракты во Франции и Дании стала бурная кампания в поддержку жертв и осуждение нападавших. Тираж бульварной карикатурной газеты Charlie Hebdo резко вырос до заоблачных высот, а цена первого после трагедии номера в интернете достигала нескольких сотен долларов. Марши мира, живейший отклик лидеров ведущих стран в поддержку жертв теракта...

И совсем, как оказалось, другое дело — трагическая история, которая произошла за пару дней до копенгагенской. В маленьком американском городке Чапел-Хилл (Северная Каролина) прямо в собственном доме была расстреляна мусульманская семья: 23-летний муж, 21-летняя жена и ее 19-летняя сестра.

Их родственники уверены, что мотивом преступления стала ненависть к исламу, да и сам подозреваемый — задержанный полицией 46-летний мужчина — именует себя «вооруженным атеистом». Президент США Барак Обама косвенно признал религиозную подоплеку тройного убийства, заявив: «Никто в Соединенных Штатах не должен преследоваться из-за того, кем он является, как выглядит и в кого верит».

Заметьте, пресса не пишет об «атеистическом терроризме», хотя после атак в Дании и Франции СМИ моментально окрестили нападавших «мусульманскими террористами». Убийство целой семьи в Чапел-Хилле так и осталось бы на задворках информационного пространства, если бы не президент Турции, который потребовал от Обамы официальной реакции на случившееся. По словам Эрдогана, политики должны нести ответственность за то, что происходит в их стране, и объясняться перед людьми.