С 1 декабря вступает в силу приказ ФСБ №547...

На модерации Отложенный

С 1 декабря вступает в силу приказ ФСБ №547, утверждающий список военных сведений о России, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности страны.

Документ почти сразу вызвал панику.

Да, формулировки в приказе довольно жёсткие. Он запрещает опубликование и распространение информации, которую противник или недоброжелатель может использовать против безопасности нашей страны.

В перечне 60 пунктов, среди которых – данные о мобилизации, методах подготовки военнослужащих, информация о деятельности Вооружённых сил. Новости о космической отрасли, ядерной энергетике, о развитии вооружений и технологий теперь тоже особо охраняемы.

По блогам и Telegram-каналам понёсся стон: "Вводят самую жёсткую цензуру, запрещено будет всё писать об СВО и даже рассуждать о политике". Но блогерам такое простительное: едва ли у кого из них есть юридическое образование.

А ведь в самом начале приказа чётко указано, что он принят в соответствии с "пунктом 1 части 6 статьи 4 ФЗ от 14.07.2022 года "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"

 

Как этот приказ будет действовать, на кого распространяться и кого обяжут следить за его исполнением? Это далеко не все вопросы, которые возникли у граждан.

Ничего нового не произошло: старый приказ заменили новым. В чём ужас?

Прояснить ситуацию с этом приказом в программе "Мы в курсе" ведущая Елена Афонина попросила юриста Дмитрия Щербинина.

Елена Афонина: Приказ, о котором идёт речь, официально опубликован для того, чтобы с 1 декабря он начал выполняться? Он предназначен для узкого круга?

Дмитрий Щербинин: Конечно, он предназначен для широкого круга общественности. Скажу больше: этот приказ является фактическим продолжением приказа №379 от 28 сентября 2021 года. Один приказ заменил другой, и никакого ужаса и кошмара я здесь не вижу.

 

ДМИТРИЙ ЩЕРБИНИН: "ЭТОТ ПРИКАЗ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТИЧЕСКИМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПРИКАЗА №379 ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА. ОДИН ПРИКАЗ ЗАМЕНИЛ ДРУГОЙ, И НИКАКОГО УЖАСА И КОШМАРА Я ЗДЕСЬ НЕ ВИЖУ". 

Формулировки в обоих приказах идентичные, 60 пунктов что в первом документе, что во втором. Но почему-то по прошлому приказу не было никакого интернет-шума, а было нормальное понимание.

И ведь ничего фактически не изменилось, кроме того, что даётся отсылка на федеральный закон 255, который был принят в июле, о контроле за лицами, находящимися под иностранным влиянием.

Я, как и многие юристы, считаю, что этот приказ распространяется не на военкоров, не на тех, кто освещает ситуацию в зоне СВО, а именно на тех, кто находится под юридическим понятием "иностранный агент", что, собственно, конкретно и было указано.

– Давайте посмотрим эксклюзивное видео, опубликованное на канале WarGonzo. Текст под видео сообщает: "Сотка кошмарит ВСУ, смотрите, как оператор беспилотника и оператор бригады милиции ДНР не дают расслабиться боевикам на невельском направлении". И этот комментарий, который находится в открытом доступе, который может прочитать и та сторона тоже, он попадает сразу под несколько пунктов, которые нельзя нарушать. За этот пост после 1 декабря может последовать наказание?

 

– Возьмите точно такой же прошлогодний приказ №379, точно такие же формулировки, как и в новом за №547.

За прошедший год ни один военкор не пострадал.

Ещё раз объясню принципиальную разницу. Речь идёт о публикациях лиц, которые по закону попадают под понятие "иноагент". Именно они не имеют права использовать такую информацию и именно на них распространяется этот закон.

Конкретно в самом приказе указана ссылка на пункт 1 части 4 статьи 6 Федерального закона №255, где говорится, что данный перечень предназначен для контроля за лицами, находящимися под иностранным влиянием. То есть это с юридической точки зрения ни в коем случае не касается ни военкоров, ни волонтёров, ни кого иного.

 

Он касается только тех, кто распространяет информацию, находясь под иностранным влиянием. Вот это принципиальная разница.

– Я так и не получила ясного ответа на свой вопрос. Если это информация о том, где находятся в городе Белгород бомбоубежища, то она находится в открытом доступе. Но ведь сведения о планировании и осуществлении мероприятий по гражданской и территориальной обороне тоже попали в список из 60 пунктов, но это открытая информация.

 

Но, предположим, некий иноагент, который может работать в России, берёт и размещает у себя эту информацию. Кто за неё отвечает? Иноагент или глава Белгорода, который рассказал и показал, где находятся эти бомбоубежища?

– Мы с вами рассматриваем конкретный приказ ФСБ с юридической точки зрения. Мы не рассматриваем ответственность чиновников в Белгороде, мы рассматриваем, кто несёт ответственность по этому приказу. Так вот, по этому приказу ответственность несёт иноагент, если он взял эту информацию из открытых источников и разместил это у себя.

 

Наказание за нарушение давно известно: статью "Шпионаж" никто не отменял

– Кто будет и каким образом наказывать? И есть ли уже механизм наказания?

– Безусловно, есть. 276 статьи УК России "Шпионаж" у нас никто не отменял. Следит за этим ФСБ, так как именно она осуществляет информационную защиту на территории России согласно положению о Федеральной службе безопасности.

Поэтому иностранные агенты находятся, я думаю, под постоянным контролем и периодически военные суды получают подобные дела. А военные потому, что ФСБ относится к военным организациям. Мы часто слышим о том, что там или здесь за передачу сведений задержан тот или иной человек. Их дела потом рассматриваются военным судом.

 

– Резюмирую: если человек не иноагент, не важно, общественник он, волонтёр, представитель неравнодушной части общества или кто другой, и если он даёт некую информацию из этого списка в 60 пунктов, то он за это наказания не понесёт?

– По этому приказу – нет, не понесёт. И именно такой же приказ из таких же 60 пунктов был принят в прошлом году, ещё до СВО. Никто по нему не был наказан, кроме иноагентов.

Новый – это немного отредактированный с учётом времени прошлогодний приказ. Можете сами посмотреть и сравнить – там только несколько формулировок отличаются.

Но если человек не понимает ситуации, стоит на фоне населённого пункта такого-то, откуда уезжают бойцы туда-то, и ведёт съёмку, то эти сведения могут привести к ущербу. Значит, он нарушил закон и будет привлечён к уголовной ответственности. Но не по этому приказу, а по законодательству России.

 

источник