Вот как Армения ответила на гюмрийскую трагедию

На модерации Отложенный

В одной из последних бесед с аксакалом отечественной политологии и бывшим госсоветником Азербайджана по внешнеполитическим связям Вафой Гулузаде, мой опытный собеседник выдал фразу, которая долго останется в моей памяти: «Пермяков нужен был Армении, его надо было придумать».

 Сейчас, когда я раз за разом читаю информации о новых внешнеполитических стараниях официального Еревана, я убеждаюсь в точности формулировки бывшего дипломата. Если раньше Ереван скрывал свои старания усидеть на двух стульях, то сейчас делает это демонстративно.

 Заметили это, кстати, не только в Москве, но и за рубежом. А самое интересно случилось вчера, когда аналитический центр EurasiaNet.org ссылаясь на высокопоставленного армянского чиновника, сообщил, что хотя Армения в январе вступила в возглавляемый Москвой Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Ереван возобновил работу над новой версией договора об ассоциации с Евросоюзом, который был заморожен Арменией в 2013 году. Вот как Армения ответила на Гюмрийскую трагедию.

 Примечательно, что никто даже не задумывается о том, что выполнить требования договора об ассоциации с ЕС, не нарушив при этом торговых и прочих обязательств, взятых на себя при вступлении в ЕАЭС, будет, по крайней мере, весьма непросто. Но Ереван это не пугает. Основной причиной, судя по всему, является нужда в деньгах.

 Учитывая, что Россия, основной экономический партнер Армении, испытывает негативные последствия падения цен на нефть и западных санкций, объем денежных переводов в Армению от работающих за границей трудовых мигрантов сократился в 2014 году на 39%, а экспорт упал на 18%, сообщает Национальная статистическая служба РА. Кроме того, ожидавшиеся от вступления в ЕАЭС экономические выгоды пока тоже не материализовались. Процедуры по упрощению импортно-экспортных операций пока не вступили в силу, а импортные пошлины на более чем 7 тыс наименований товаров уже возросли.

 В публикации центра отмечается, что многие в Армении надеялись, что по причине введения Западом санкций в отношении России экспорт из Армении в РФ возрастет. Вместо этого экспорт упал в 2014 по сравнению с предыдущим годом на 8,9%. Правда, российское новостное агентство ИТАР-ТАСС утверждает, что произошло обратное и экспорт вырос на 3,2% до $1,5 млрд.

 Армянские власти объясняли вступление в ЕАЭС стратегическими причинами, особенно необходимостью иметь средство сдерживания Азербайджана. Но 2014 выдался самым кровопролитным годом на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе с момента подписания договора о перемирии в 1994 году. Только в январе 2015 года, как отмечают официальные источники Армении,  погибли 10 армянских солдат и двое мирных жителей.

 Агаси Енокян, политический аналитик и глава Армянского центра политических и международных отношений, характеризует ЕАЭС как «полумертвый». Учитывая, что в обозримом будущем ЕАЭС не сможет оправдать возлагавшиеся на него надежды, Енокян считает, что «важно иметь альтернативу – по крайней мере, в перспективе».

 В качестве подобной альтернативы может выступить Евросоюз, в ноябре взявший на себя обязательство выделить Армении до 170 млн евро ($192,48 млн) до 2017 года на цели содействия различным реформам, в особенности в судебной сфере. Кроме того, в январе ЕС выделил 77,5 млн евро (свыше $87,7 млн) на проекты в сфере сельского хозяйства, борьбы с коррупцией и реформирования государственной гражданской службы.

 Политический аналитик и бывший депутат парламента Степан Сафарян полагает, что интерес чиновников к Евросоюзу «ограничен, в основном, вопросом получения денег у ЕС, т.е. данные шаги по сохранению сотрудничества по большей части предпринимаются, чтобы не потерять эту помощь».

 Российские официальные лица пока не отреагировали на последние действия Еревана по завязыванию дружеских отношений с Евросоюзом. Дальнейшие действия российской стороны «зависят от серьезности разрабатываемого документа [об ассоциации с ЕС]», – сказал Сафарян.

 В то же время, Сафарян считает, что растущая напряженность в нагорно-карабахском вопросе заставила армянские власти «глубже осознать ценность альтернативы» ЕАЭС.

 Больше всего в этой ситуации меня волнует другой вопрос: как все это будет происходить? Дело в том, что однажды пока еще президент Армении Серж Саргсян отметил, что Армения давно является экономической, политической, культурной, демографической частью России. 

Это тот самый случай, когда я соглашусь с Саргсяном. С благословения того же С.Саргсяна и его предшественника Роберта Кочаряна всё в Армении находится в руках России. Если говорить грубо, Армения – вассал России. Если говорить мягко, это своеобразная           автономия России.

 Интересно, как армяне будут экономически сотрудничать с Западом, если вся их экономика находится в руках РФ? Интересно, сам Саргсян верит в чушь о том, что евроинтеграция Армении не противостоит евразийской интеграции?

 Пора осознать, что усидеть на двух стульях невозможно. Конечно, можно воспользоваться трагедией, выражать обиду Кремлю в ПАСЕ, но ведь все это временное явление. Куда денется Армения без России? А на Западе пока делают вид, что не понимают всего происходящего в Армении…