"Левиафан" и русофобия
На модерации
Отложенный
Посмотрел-то я, наконец, нашумевший фильм "Левиафан", который многие у нас заклеймили как "русофобский".
И именно поэтому - потому что "русофобский" - я на автомате решил, что фильм этот документальный (ну, что-то вроде "Так жить нельзя" Говорухина). А библейский Левиафан, решил, это, в таком контексте - конечно, Россия. Сказала же Новодворская, что, де, Россия должна перед всем миром покаяться. Стло быть, Россия это монстр, Левиафан. Ну а поскольку многие деятели культуры ныне охотно пополняют ряды тех, кого в народе именуют "либерастами", то, возможно, и режиссёр фильма тоже.... того. По крайней мере, так мне подумалось в первый момент, такая была самая первая моя мысль.
Левиафан же, кто не знает, это персонаж из Ветхого Завета, этакое морское чудище, невероятно огромное, могучее и непобедимое. "Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? " - втолковывает Господь Саваоф бедному Иову - имея в виду, что чудище может одолеть один только Бог. (В фильме это место из "Книги Иова" главному герою цитирует местный священник).
Итак, фильм я посмотрел. Он оказался художественным и... довольно сильным. Во всяком случае, не умничаю, не строю из себя критика, не спешу сразу кричать о минусах, а говорю как простой зритель: смотрел с интересом.
Но тема фильма при этом не оригинальная, а напротив, заезженная вдосталь: Простой Человек и Мафия - точнее, то, что называют этим словом в России. Противостояние рядового гражданина и интересов мафии. С началом Перестройки фильмов с подобной тематикой хлынуло на российские экраны множество. (Большинство названий их я позабыл, но одной из первых таких картин, помню, была "Воры в законе") А образ Левиафана в точности соответствует образу Спрута в фильме про комиссара Каттани. Левиафан в фильме Звягинцева это Мафия.
Так вот, русофобия. Присутствует она в фильме или нет? Скажу так: я сам патриот и патриоты мне близки. И я, поверьте, отлично понял, В ЧЁМ вы усмотрели там русофобию. Но... как говорится, патриот мне друг, но истина (в данном случае желание честно высказать своё мнение) дороже. И поэтому говорю: то, что вы в под русофобией разумеете, русофобией, на мой взгляд, не является.
Почему?
Попробую пояснить.
Во-первых, давайте проанализируем, на основании чего мы вообще делаем своё субъективное заключение о том, русофобское то или иное произведение или нет? Вот такой вопрос. Сам бы я на него ответил следующим образом. Все мы люди взрослые, все понимаем, ЧУВСТВУЕМ, КАК - хорошо ли, плохо ли, с сожалением, с сочувствием, со злорадством - относится человек к тому, о чём он говорит - в данном случае к России. Ведь это же всегда видно. (Здесь мне вспоминаются слова Ролана Быкова: "что бы человек ни говорил, всегда видно, что он думает")
Вот, к примеру, пасквили Шендеровича если почитать - какой нормальный взрослый человек скажет, что они написаны с болью о своей стране?
Никакой, думаю. (Лично я такое глупое мнение слышал только от недорослей сорта "офисный планктон" из группы "Эхо Москвы" на сайте "ВКонтакте")
В "Левиафане" же ничего подобного, на мой взгляд, нет. Нет там отвращения ни к России, ни к россиянам. И нет попытки это отвращение внушить зрителю. И если уж отвращение там к чему и присутсвует - так это отвращение к мафии как к явлению - к самой главной, пожалуй, болезни нашего общества. Вот. А, скажем, главный герой Николай, его дэпээсник-друг, дэпээсника жена - очень даже приличные люди. И как бы подразумевается, что они-то и есть настоящие люди, настоящие россияне. А такие, как мафиозный мэр - испытай к нему лютую ненависть, зритель, и иди в реальной жизни с такими "мэрами" борись... насколько твоих возможностей хватит.
Многие упрекают автора также в том, что, мол, слишком круто он замахнулся на церковь: главный церковный чин в фильме показан чуть ли не духовным вдохновителем местного преступного синдиката, а на месте отобранного у работяги дома построен храм. Так вот, не надо лицемерия, не надо, такое тоже в жизни есть, и немало. И патриотизм заключается отнюдь не в молчании о подобных вещах.
Так что... никакой "русофобии". А если рассуждать в духе "а зачем вообще такое снимать и показывать", то это уже, простите, СОВДЕПОВСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, привет, Михаил Суслов! Спасибо, не надо.
Впрочем... если "Левиафан" можно считать фильмом "русофобским", то в одном только единственном смысле. И таковым - "русофобским в единственном смысле" - его сделали внешние обстоятельства. Если точнее - международная политическая обстановка. Фильм "Левиафан" вышел на экраны в Великобритании в ноябре 2014 года. То есть попал в самый разгар антироссийских настроений в западном мире. Уверен, выйди "Левиафан" в свет в конце 2013-го, русофобским его назвать никому не пришло бы в голову. Ну а коли вышел он в такое время неспокойное, то его тематика, конечно же, обрадовала наших геополитических противников. Мол, вон, вон Россия какая, смотрите, вот против кого мы санкции вводим; и это сами россияне про себя такой фильм сняли, не мы, автор фильма - российский режиссёр. Ну и содержание фильма, безусловно, интерпретировали по-своему - в выгодном им свете.
Вот что пишет о фильме, например, Дима Быков, махровый российский либераст, то есть по сути дела тот же Запад: "Левиафан" — мрачное и сильное кино, по которому когда-нибудь будут судить об атмосфере путинской России. Те, кто в ней не живёт, судят уже сейчас".... "фильм - типично русская по нынешним временам попытка высказаться без попытки разобраться".
И в этом смысле моральный вред от фильма как бы есть. Мы как бы дали лишний повод себя куснуть.
Но с другой стороны - с другой стороны. Враги есть враги, что с них взять, они и фабулу "Колобка" вывернут-перевернут так, что будет "атмосфера жуткой путинской России". И что теперь, по примеру Совка, совершать каждое телодвижение с оглядкой на то, "что про нас скажут на Западе"? Ну унизительно ведь. Как вы думаете?
28.01.2015 г. Т.Тамирхан
Комментарии
Основой для замысла «Левиафана» стала история американского сварщика Марвина Джона Химейера, у которого местный цементный завод пытался отобрать дом, после чего он заперся в бульдозере, разрушил здание завода и ещё несколько сооружений, а затем покончил жизнь самоубийством[16]; по признанию Звягинцева, данному им в интервью Виктора Матизену, «поначалу хотели посадить его на трактор, чтобы он своротил мэрию». Так что говорить Быкову-Зильбельтруду про путинскую Россию, как-то не с руки! Это типично западный сценарий.
"Википедий", наверное, начитался.
https://www.youtube.com/watch?v=RLe-O6bf1CA