Агрессивное общество и интернациональное воспитание
На модерации
Отложенный
В продолжение записи Анны Герасименко "Не играй с его сыном, он таджик!".
Дети очень быстро находят общий язык.
Когда мы прилетели в Колумбию, то на следующий день с местными товарищами сели обедать в открытом ресторане, а сын Шурик (5 лет) пошел играть с ребятишками. Через некоторое время он подходит и говорит: "Папа, что за дурацкая страна. Куда ты меня привез? Никто не говорит по-русски, ни по-английски, и представляешь себе, даже по-японски." Ребенок безуспешно перепробовал весь свой арсенал языков.
Мы сразу отдали Шурика в местный детский сад и через 6 месяцев он бегло заговорил на испанском и без проблем играл с местными ребятишками. Сейчас Шурику 15 лет, учится в Колледже Оксфорд в Панаме. Английский, испанский и французский для него на уровне родного русского. Друзья и приятели это полный интернационал.
Вместе с тем Шурик считает себя русским. Решительно пресекает в семье все попытки заговорить на иностранном языке. "Папа, почему ты со мной заговорил по-английски, мы же русские. Говори со мной только по-русски."
Я спрашивал Шурика, есть ли у них в колледже проявления характерные для русской школы.
Отвечает: "Ты что, папа. У нас даже если кто-нибудь кого-то обзовет, это уже ЧП. А за драку, вымогательство денег, унижение младших и национального достоинства сразу с позором исключают".
За все эти годы я ни разу не встречал, чтобы среди проблем публичных, а тем более частных учебных заведений Панамы, Коста-Рики и Никарагуа прозвучали такие характерные для русской школы болезни, как вымогательство, издевательство над младшими, драки и т.п.
С другой стороны, могу отметить повышенную агрессивность детей русских эмигрантов.
Например, в Коста-Рике рядом с нами поселилась русская семья. Их сын одногодок (8 лет) Вова стал играть с Шуриком. Через несколько дней мой сын возвращается домой возмущенный и наотрез отказался общаться с Вовой, потому что тот всех обзывает, отбирает игрушки и дерется.
Потом мне другой сосед Тика рассказывает, что он хотел подружить свою дочку с Вовой.
Так Вова отколотил девчонку, отобрал у нее игрушки и деньги.
Как-то заехал ко мне в гости в Коста-Рику знакомый Виктор со своим сыном Сережей. Мальчик старше моего Шурика на год.
Обращаю внимание как играют дети. Сережа все время пытается обидеть, завязать драку, а Шурик это принял за игру и блокирует попытки. Мой сын всерьез занимается карате и уже тогда неоднократно выступал на национальных коста-риканских соревнованиях.
Через некоторое время Шурик подходит ко мне и спрашивает:
- Папа, почему Сережа все время пытается меня обидеть и ударить? Я от него уже устал.
- А ты с ним поговори.
- Я ему сказал, а он только смеется и продолжает. Он что, больной?
- Нет не больной. Просто слов не понимает. Ты ему сильно дай в лоб, тогда он поймет. Ты же сильнее..
- А разве можно бить людей? Ведь драться нехорошо.
- Ну если человек не понимает слов, тогда нужно его заставить уважать себя. Дашь ему хорошо, тогда поймет. А иначе не получится. Учись постоять за себя.
Шурик посомневался и ушел. Как я понял, мой сын все таки решился и дал в отпор агрессору, потому что Сережа притих и в дальнейшем вел себя скромно.
Этот случай произвел сильное впечатление на Шурика.
Дело в том, что у нас дома часто собирались поиграть его сверстники, друзья по школе, иногда до восьми человек. Конечно у детей были шероховатости, споры, но они никогда не перерастали в оскорбление, драку, а решались мирным путем словесного убеждения и переговоров.
В Коста-Рике с детского сада малыши обращаются друг к другу уважительно на "вы" и считается, что агрессивность это проявление болезни.
Из России мне навсегда запомнился случай когда мы с Шуриком в Хабаровске пошли в детский театр кукол. Ему тогда было 4 года.
Шла пьеса Зайкина Избушка. Когда ведущая спросила детей как можно выгнать лисичку из избушки, из зала мальчишка крикнул: "Бросить в окно гранату". Весь зал (малыши 3-7 лет) включая Шурика дружно засмеялись. Они понимали о чем идет речь.
Сейчас моему Шурику даже в голову не взбредет бросить гранату в окно.
Дети это отражение состояния взрослого общества.
Современное Российское общество обладает повышенной агрессивностью, иногда доходящей до шизофрении.
Есть общественная психология, а есть индивидуальная. Нормальному человеку трудно сопротивляться давлению социальной атмосферы. Агрессивность это ответная реакция на чувство страха перед опасной средой.
В Колумбии я избавлялся от своей российской агрессивности примерно в течение восьми месяцев. Даже колумбийские товарищи несколько раз мне делали по этому поводу замечание. Это в стране, где идет гражданская война.
Например, на улице Боготы ко мне обращается прохожий, а я автоматически разворачиваюсь и иду на него со сжатыми кулаками готовый к отпору.
Постепенно это чувство постоянной опасности ушло и я сам изменился.
Я это понял, когда слетал в Москву. Захожу в небольшой гастроном и автоматически говорю охраннику – "Здравствуйте". Затем прохожу в зал и улыбаясь приветствую продавщиц. В глазах у них сначала испуг, потом недоумение, то ли очередная проверка, то ли бандитский налет. Когда купив колбасу я сказал "Спасибо", то прочитал в их глазах "Точно псих".
Здесь в Манагуа идем с москвичами вечером через парк. Навстречу группа молодежи с битами и мячами в руках. Москвичи побледнели и прилипли спиной к деревьям.
Я обменялся с ребятами приветствиями, спросил как сыграли и пожелал успехов будущим чемпионам. Когда ребята ушли, то москвичи спросили, не боялся ли я что они будут нас бить. Я ответил, что нет. Отморозков не встречал и не слышал о них.
Полицейских я тоже не боюсь. Если вежливо спросишь, то и дорогу покажут и доброго пути пожелают. Один раз патруль меня попутно даже до дома подбросил, хотя я был выпивши. Гаишники конечно тоже стригут, но вежливо, без грубых наездов.
Один российский товарищ по приезду в Манагуа два дня меня доставал, что все ему здесь не так. Корчил их себя эдакого "крутого, с пальцами нарастапырку". Потом в магазине начал кидаться на человека, который посмотрел на кошелек когда он расплачивался. Мне пришлось этого товарища успокаивать. Окружающие смотрели на него как на психа. И добро бы был глупый пацан, а то бизнесмен за 35 и трое детей.
И напоследок хотел бы обратиться к Виктору Ампилову. Он в Манагуа остановился в Баррио Уго Чавес и в Интернете написал, что вся Манагуа такая.
Витек. И чего тебя занесло в этот трущобный самый криминальный район? Ты бы еще залез в Гарлем и написал что вся Америка такая.
Приезжай, я тебе покажу нормальную Манагуа, нормальных людей и страну.
Комментарии
Помню анекдот:
Жилой квартал. На 5-ом этаже грохотом открывается окно, из него вываливается баба и орет своему ребенку, играющему во дворе.
"Лева!!!!! Марш домой!!!!" Мальчик замерзает от страха и спрашивает:" Мам, шо, мне холодно?" В ответ: "Нееет! ты голоден!!!!"
Этот анекдот напоминает мне о тех грубых женщинаx в "зоне".
И вот так, с детства у меня вырaботалось одностороннее "движение" с ними. Никаких иллюзий. "Горбатого только могила исправит."
Комментарий удален модератором