Протестантизм и его влияние на развитие мира

На модерации Отложенный

Справка о протестантизме.

Возникновение Реформации (протестантизма) состоит в том, что она произошла как реакция на извращения в церковной жизни. Попытки Римских пап по увеличению своих доходов любым путем придавали Католической церкви вид жадного хищника, что влекло за собой потерю ее престижа и нравственного авторитета. Церковные структуры были сплошь коррумпированы, вызывая гнев и сопротивление здравомыслящих людей по всей Европе.

Конрад Петингер, аугсбургский городской секретарь, побывавший в Риме, описал в 1491 г. шокирующую продажность христианской столицы: «Я понял, что здесь продажны все с верху до низу. Почитаются интриганство, лицемерие и лесть, религия извращена, пошлость и грубость на каждом шагу, праведность спит. Я сожалею о том, что этим городом правят чужеземцы, которые под видом благочестия вершат насилие и неслыханный произвол, ожидая за это похвалы вместо заслуженного осуждения» [1].

Наивысший пик безнравственности церкви - торговля индульгенциями, организованная якобы ради строительства церквей и подготовки крестовых походов против турок, но чаще идущая на погашения долгов высшего духовенства или папы. Торговля индульгенциями послужила поводом для взрыва.

Реформация побудила людей радикально пересмотреть представления о Церкви, о государстве и об отношениях между ними. Массовые религиозные движения и войны добились изменения политической ситуации, разрушили основы феодальной системы. Светское государство, свободное от церковного контроля, создало условия для развития культуры и прогресса, в т.ч. возникновения независимых церквей.

Итоги реформации:

1. Успех реформаторского движения привел к освобождению миллионов людей от традиционных норм и отношений, т.к. старые церковные институты разрушались.

2. Возникли новые независимые государства (протестантские): Нидерланды, Швейцария, Швеция, Финляндия и др.

3. Реформа образования началась во всех протестантских странах. Всеобщая грамотность была впервые достигнута в Шотландии и некоторых протестантских землях Германии.

4. Мощный экономический рост во всех странах протестантизма.

5. Утверждая реформы, основанные на понимании Церкви как общины верующих, а не института с жесткой иерархической властью, реформаторы вновь подчеркнули важную роль каждого отдельного человека и оспорили притязания церковной иерархии на светскую власть. Впервые понятия: христианская свобода, церковная организация и гражданская свобода охватили умы миллионов людей.

Особое внимание стоит уделить Англии, которая за 50 лет прошла путь от островного государства, погрязшего в вековых войнах с Францией, до мировой державы.

Политика Елизаветы, поддержавшая протестантизм, просто не изменив традиции толерантности, привела к тому, что из Франции пошел поток эмигрантов (гугеноты), а из Испании и Португалии протестанты бежали от инквизиции.

Папа Пий V завершил отчуждение Англии, издав 25 февраля 1570 г. буллу об отлучении Елизаветы.

Елизавета отреагировала на папскую буллу официальным заявлением: «Королева желает, чтобы все ее любящие подданные понимали, что, пока они живут, открыто соблюдая ее законы и не нарушая их сознательно и демонстративно своими явными действиями, позиция ее величества состоит не в том, чтобы досаждать кому-то из них в вопросах религии инквизицией или полицией нравов, но принимать их и обходиться с ними, как со своими добрыми и верными подданными» [1].

Правление королевы Елизаветы (1558—1603) можно смело описать как любовь продолжительностью в 45 лет между ее величеством и английским народом. При Елизавете Англия стала сильной протестантской державой, лидером среди протестантских стран. На протяжении этих десятилетий Англия превратилась в мировую империю и переживала культурный подъем.

Реформация в Великобритании является величайшим поворотным моментом современной истории. Д. Фроуд писал: «Я убежден, Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англосаксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества».

Испания и Португалия не сумели извлечь выгоды из своего Золотого 16 века. Элита не построила промышленность и массовое поступление золота и серебра из Америки пошли на содержание элиты (на проедание и увеселения). Инфляция в Европе за 16 век выросла почти в 10 раз. Промышленность строиться на массовой частной инициативе элиты и низов, что никак не могло проявиться при инквизиции, где все подозреваются в ереси и других выдуманных преступлениях. И еще через сто лет из великих держав они превратились в отсталые государства.

Религиозный плюрализм оказал раскрепощающее воздействие на общество. Протестантские меньшинства следовали библейскому повелению слушаться Бога больше, чем человека. Требование действовать согласно личной совести является утверждением, обладающим взрывным потенциалом. Критика Лютера в адрес князей обрела благодарных читателей. Кальвинистский акцент на предопределении и учении о завете (утверждении о существовании соглашения между Богом и человеком, заключенного при сотворении, в котором оговорены обязанности сторон) производило разрушительное действие, поскольку вера в личную избранность отнюдь не порождает смиренномыслия. Иллюстрацией является конфликт между Марией Стюарт и Джоном Ноксом. Она, возмущенная необходимостью обсуждать свой брак с простолюдином, воскликнула Ноксу: «Какое вам дело до моего брака? Кем вы вообще являетесь в королевстве?» Джон Нокс возразил: «Рожденным в нем подданным, мадам. Хотя в нем я не барон, Бог соделал меня (сколь бы я презренным ни был в ваших глазах) полезным в нем гражданином» [1].

Но, в это же время, Россия состояла в наиболее рабском состоянии. В переписке Ивана Грозного с Курбским царь писал: «Вы все мои рабы».

Протестантизм 19-20 веков.

Проникновение в трудовые сословия философии, представляющей труд не рабским игом, а источником достоинства, протестантизм способствовал образованию прослойки успешных и надежных людей, представляющих основу капиталистического общества.

Полемика началась 100 лет назад, когда немецкий социолог М. Вебер опубликовал свое эссе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905). Вебер назвал сутью капитализма рациональную организацию добровольного труда. Он утверждал, что дух капитализма взрастила религиозная этика Кальвинизма. Рассудительность, бережливость, распорядительность, разумная и правильная жизнь, высокая нравственность, представление о призвании, земное воздаяние как проявление благодати, социальные ограничения, а также личная дисциплина — все эти понятия связаны с кальвинистским аскетизмом. Эти ценности способствовали возникновению прекрасно организованного капиталистического экономического уклада. Аргументы Вебера были направлены против материалистического детерминизма и акцентировали на роль духовных процессов в развитии экономики.

Р. Тони в своей работе «Религия и становление капитализма» (1926) поддержал главную мысль Вебера, однако расширил его доводы и признал решающую роль всего протестантизма и социально-экономических и политических обстоятельств.

Роль Протестантизма в становлении науки.

Роль Протестантизма в становлении современной науки по-прежнему дискутируется историками. Французский протестантский историк 19 в. А. Кандоль заметил, что из 92 иностранных членов, избранных в Парижскую Академию Наук с ее основания в 1666 по 1866 г, протестантами были 71 член, католиками — 16, а остальные 5 — иудеями или без определенной религиозной принадлежности. Сравнив эту статистику с количеством европейских католиков (107 млн) и протестантов (68 млн) за пределами Франции, Кандоль сделал вывод, что достаточно выдающихся для избрания в Академию протестантов было в 6 раз больше, чем католиков. Статистика Лондонского Королевского Общества (основанного в 1662 г) по двум датам в 19 в. подтверждает его вывод, что протестанты опережают католиков по числу выдающихся европейских ученых. Другие исследования обнаруживают в Англии 17 в. взаимосвязь между Пуританством и наукой. Никто не может опровергнуть преобладание протестантов среди ученых после 1640 г. Лютеране, англикане и преимущественно кальвинисты совершили больше научных открытий, чем католики, и оказались более гибкими, применяя эти открытия в жизни.

Причинами большого числа протестантских ученых, как минимум после 1640 г, некоторые историки называют:

1, определенное созвучие между ранней протестантской этикой и научным подходом в критическом отношении к вопросам авторитетности и духовного индивидуализма,

2, определенная общность между абстрактными элементами протестантской теологии и современными научными теориями, например антииерархичность концепции священства всех верующих и идея о человеке как микрокосме в великом макрокосме,

3, применение науки поздними кальвинистами, особенно английскими пуританами, для достижения своих религиозных целей, поскольку они считали своим долгом изучение природы, а научные исследования полагали добродетелью, полезной человечеству, и даже считали, наравне с материальным процветанием, успехи в науке признаком избранности человека ко спасению.

Протестантизм в России.

Правление Петра I

Россия потеряла 2 столетия в развитии из – за внутренних войн (от Ивана Грозного до реформ Никона) и в длительных восстановлениях экономики.

К правлению Петра государственное хозяйство было настолько расстроено, что население было сплошь нищим, даже дворяне ходили в лаптях. Не было даже намеков на светское образование, не говоря о науке. Эту отсталость Петр увидел, когда побывал в Европе.

Наследовав архаичное разрушенное хозяйство России, Петр понял, что Россия оказалась на грани полного военного поражения и колонизации. Россия была разгромлена по всем направлениям, с одной стороны на неё надвигалась Османская империя, с другой - Швеция, и еще продолжающаяся религиозная гражданская война. И вот тогда царь Пётр понял: необходимы государственные и военные преобразования.

Он начал энергично и жестоко, спасать положение и вводить небывалые изменения в русской армии и общественной жизни.

До начала войны со Швецией в России появились те, кто потом стали полководцами и архитекторами военной и государственной реформы, ставшей впоследствии залогом будущих побед. В основном этими людьми оказывались иностранцы, ставшие патриотами России не меньшими, чем сам Пётр I, и подавляющей частью они были протестанты.

Из Женевы приехал в конце 17 века швейцарец, кальвинист Франц Лефорт, ставший ближайшим советником Петра, обучавший русских дворян европейским наукам, выписывавший из-за границы офицеров и профессоров, непосредственно разрабатывавший и воплощавший в жизнь модель новой русской армии. Лефорт умер от болезни и напряжения сил в 1699 г.

Его сменили другие иностранцы, трудившиеся на благо России. Пастор Глюк, лютеранский миссионер, русское правительство поручило ему - создать первую иностранную школу для обучения русских иностранным языкам. Он же в 1705 г. открыл первую в России гимназию. Протестантами были генералы, приведшие к победам русскую армию, шотландец генерал Я. Брюс или офицер-лютеранин Р. Боур, командовавший кавалерией, генерал Лесси, командовавший высадившимся в Швеции русским десантом. У Петра I не было предубеждения в отношении находившихся на русской службе протестантов, католиков или представителей других конфессий. Главная оценка для Петра был профессионализм и творческий подход к делу.

Более 90 % генералитета и офицерского корпуса русской армии и флота составляли протестанты. При создании академии 100 % академиков и профессоров составляли протестанты, приехавшие со всей Европы.

Правление Екатерины II.

Идеальным примером является Саратовская губерния, в которой с 1762 года (по приглашению Екатерины II) стали селиться европейские колонисты «немцы» (в основном лютеране). К 1850 году Саратовская губерния стала самой передовой по темпам экономического развития и вышла по экономическому потенциалу на 3 место после Санкт-Петербурга и Москвы.

После уничтожения «Республики Немцев Поволжья» в 1942 году и протестантской культуры, Саратовская область по экономическому вкладу в ВВП России занимает 48 место среди регионов РФ. За 90 лет Саратовская область снизила свой относительный экономический уровень по сравнению со свободной Саратовской губернией в 25-30 раз.

Современный протестантизм.

Наиболее передовые страны – это протестантские государства: США, Англия, Швеция, Норвегия, Финляндия и др.

Ф. Фукуяма, в работе "Будущее фундаментализма" осветил современное влияние Новых христианских религиозных движений на развитие экономики и общее развитие стран. Он выделил Чили и Юж. Корею. По его данным, 15 часть населения Чили и 14 населения Юж. Кореи являются в настоящее время прихожанами Новых христианских религиозных движений – новыми протестантами. В Чили каждый 5-й из Новых христианских религиозных движений является членом Ц ИХ Спд. В Сеуле находится крупнейшая в мире община пятидесятников - 500 тыс. прихожан. В Юж. Корее более 100 тыс членов Ц ИХ Спд. Именно идеология протестантизма привела Юж. Корею к экономическому взлету. Страну, которая после своего освобождения после 2-ой мировой войны не имела своей элиты, но из нескольких сотен интеллектуалов создала все: государство, нацию, экономику и т.п.

К настоящему времени появилось большое количество социологических исследований тех последствий, к которым привело обращение в протестантизм, населения Лат. Америки. Например, в Бразилии стало развиваться современное машиностроение: автомобильная промышленность, и, что более удивительно, авиационная и космическая промышленность.

Проведенные исследования "подтверждают гипотезу М. Вебера о том, что протестантизм и Новые христианские религиозные движения, склонны поддерживать капитализм и ценности, необходимые для его экономической и политической модернизации.

Выводы:

1. Протестантизм создал совершенно новую ситуацию развития человечества, чем и воспользовались страны не отвергнувшие новые религиозные движения.

2. Эти страны через 50-100 лет стали ведущими державами в мире, отодвинув бывших лидеров на окраину истории.

3. Все государства, новые экономические лидеры (в Азии «новые тигры»), поощряли развитие протестантских религиозных движений и эти движения сейчас там наиболее многочисленные.

4. Постиндустриальное общество и постмодерн развиваются наилучшим образом там, где в массовом порядке в странах имеется наличие протестантских и Новых религиозных движений. Через 10-20 лет постиндустриальное общество окончательно утвердится в этих странах и экономически это будет новый скачек в истории. Остальные страны останутся в роли догоняющих, а некоторым и догонять будет не под силу, потому что их элиты вообще не будут понимать, что происходит и как преодолевать это отставание. А основой, как в средние века, будет всего лишь свобода.

5. В России после 1991 года за 10 лет произошло мощное развитие протестантских и Новых религиозных движений (только православных церквей, которые отложились от РПЦ МП около тридцати), миллионы людей (только воцерковленных Адвентистов 7-го дня больше чем воцерковленных в РПЦ МП) начали осваивать новое для себя мировоззрение – религиозный плюрализм – не в речах партийных лидеров, а на практике. Организовались сотни новых религиозных движений, независимых от государства. Русская православная церковь Московского патриархата, используя административный ресурс, всех причислила к «сектам» и началось мощное давление на всех (ложь, поджоги, убийства). Идет тихая гражданская, религиозная война под руководством РПЦ МП – одних русских людей натравливают на других русских людей. Нам опять намекают: «Вы – быдло, а ну назад в стойло». К сожалению, Кремль, выбрал путь гонения всех протестантских и Новых религиозных движений (намек понравился), что приведет нас через эти же 10-20 лет к новому тупику и, возможно, к развалу России.

Протестантизм – «Религия процветания».

Стремление преуспеть в земных делах – важная составляющая протестантского образа жизни.

М. Вебер пишет: «выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача праведной жизни человека».

Приведу примеры высказываний авторитетных протестантских российских пасторов и епископов [3]:

Судаков Виктор, пастор церкви «Новая жизнь» (Екатеринбург): признавая «процветание», отрицает прямую связь веры и финансового благополучия;

Савельев Павел, епископ ассоциации «Харизма», полагает, что должен быть баланс между «теологией богатства» и «теологией бедности» - (уверенность, что христианин не может быть обеспеченным человеком);

Таранов Павел, пастор церкви «Слово жизни» (Саратов): богатство не показатель духовности, однако нищета – это проклятие.

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней жестко увязывают этическую и экономическую составляющие своей жизни. “Евангелие Иисуса Христа – это путь мира. В зависимости от того, насколько усердно мы будем следовать по нему и внедрять его в свою жизнь, мы будем благословенны и будем процветать” [4].

100 лет назад М. М. Ковалевский писал: “Город Соленого Озера поражает не только одним своим видом, но совершенным отсутствуем бедных. – Более 80 % всех домов занято их собственниками. Расположенный среди пустыни Солт-Лейк-Сити сделался центром ряда цветущих поселений, вызванных к жизни искусственной ирригацией полей” [5].

С другой стороны следует привести и пример нашей традиционной Русской православной церкви московского патриархата.

Нищета всегда поддерживалась Русской православной церковью, потому, что мы всегда жили на основе «мобилизационной» и «догоняющей» экономики, которую нам всегда навязывала наша элита.

В современных условиях 21 века, новое поколение православных идеологов призывает русского человека «не врастать в землю» - не заниматься задачами земного благоустройства. Авторы «Русской доктрины», представленной на международной православной конференции на острове Корфу (Греция) в октябре 2005 года, в разделе «Образ России для нации и мира», утверждают: «вся беда наша от соблазнов сытости, от того, что Хрущев перевел русского человека из бараков в пятиэтажки, что бытовой комфорт для русского человека опасен, ибо «комфорт имеет оборотной стороной внутреннее опустошение»» [6].

Эта фразеология отдает высокомерием элиты, которые всегда жили в сытости и комфорте. Наша элита смутно понимает, что значило для людей 50-60-х годов получить отдельную квартиру.

Переселиться из барака, в первую очередь избавиться от болезней (туберкулез), которые преследовали людей, потому что уровень жизни после войны был намного ниже, чем в дореволюционной России.

Список использованных источников:

1. Льюис В. Спиц. «Возрождение и движение Реформации».

2. Сайт «Религия и СМИ».

3. Сборник статей, «Свобода совести в России: исторический и современный аспекты», М., 2008 г.

4. Ковалевский М. М. Мормоны//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т.2. С.182.

5. Хинкли Г. Б. О положении дел в Церкви//Лиахона. 2003. № 5. С. 4.

6. «Нереальные русские. Миф о русском человеке как тормоз для обновления страны» Российская газета, № 95 от 5 мая 2007 г.

М. П. Ганзин