Время непопулярных реформ
С начала лета нефтяные котировки упали вдвое, а в начале 2015 года приблизившись к отметке в 45 долларов за баррель по марки Brent. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов выступил с мрачным для России прогнозом о том, что, исходя из последних заявлений Саудовской Аравии, цена на нефть может опуститься до 25 дол. за баррель. При этом Алекперов уточнил, что в течение года нефтяные цены будут значительно колебаться.
Однако старший экономист банка "Открытие Капитал" Дарья Исакова считает, что в среднесрочной перспективе цены на нефть будут расти: "Ожидание возвращения нефти к уровням 60-70 дол. доминирует на рынке. Мы тоже ожидаем восстановления: 50 дол. - к концу 2015 года; 60 дол. - к концу 2016 года".
Главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Леонид Григорьев сделал еще более оптимистичный прогноз: "Бюджет стран Залива рассчитан под цену на нефть 80 дол. за баррель, поэтому, вероятно, цены будут оставаться на нынешнем уровне не слишком долго. 80 долю - уровень доходов, на который забит бюджет арабских стран, в том числе и Саудовской Аравии. Если шестидесятидолларовые или даже пятидесятидолларовые цены застревают надолго, то начинается страшный дисбаланс во всех бюджетах нефтеэкспортеров. Это становится социально-экономической проблемой всего нефтедобывающего мира. То, что в принципе цены могут вернуться к 78 дол., я бы считал нормальным, но это требует экономического подъема - если не происходит, конечно, каких-то политических событий в нефтедобывающих странах".
Однако, по мнению Григорьева, легкого и быстрого восстановления цены не будет, хотя большая часть ОПЕКа позарез нуждается в повышении нефтяных цен, причем гораздо больше, чем Россия.
Между тем на российскую экономику негативно влияют сегодня не только низкие цены на нефть, но и западные санкции, под которые, в частности, попали крупные банки - Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Банк Москвы, Россельхозбанк, Российский национальный коммерческий банк. По мнению Дарьи Исаковой, процесс ослабления санкций едва ли затянется надолго, так как ЕС готов ослабить их при исполнении определенных условий: "В этот понедельник Европейский Союз представил на обсуждение документ, в котором они говорят о возможности разделения вопросов признания Крыма - на что они не готовы пойти - и исполнения Минских соглашений.
То есть они пытаются сказать, что готовы ослаблять санкции, если минские соглашения будут исполнены. К этому добавляется общее слабое положение ключевых экономик ЕС”. Соответственно, если ЕС не продлит санкции, США также вынуждены будут ослабить давление на Россию: “Соответственно, если ЕС не удастся продлить санкции, особенно в середине года, возможно, мы увидим послабление со стороны США через какое-то время”. Исакова считает продление санкций маловероятным, так как в ЕС отсутствует единство мнений по данному вопросу: “Чтобы осуществить продление санкций, им нужно проголосовать в консенсусе. То есть 28 членов должны проголосовать “за”".
В Москве принято считать целью американских санкций социально-экономических условий для осуществления смены власти в России. Однако Исакова заметила "высокую степень толерантности граждан РФ к ослаблению рубля". На взгляд эксперта, это показывает, что сейчас благоприятный момент для проведения непопулярных, но необходимых реформ: “В прошлом году мы увидели феноменальную, удивительную для российской экономики толерантность населения к ослаблению курса рубля, потому что, помимо "черного вторника", каких-то массовых очередей в банкоматы зафиксировано не было".
Насколько оправданы прогнозы о социальной напряженности в крупных городах? "Социальная напряженность будет, но не в таких масштабах, как нам может сейчас нам представляться, потому что консолидация общества все еще на высоком уровне. На этот раз, мне кажется это очень удачное время для непопулярной реформы, и это надо делать чем раньше, тем лучше, потому что не за горами электоральный цикл. На самом деле, ключевая проблема как для бюджета, так и для устойчивости всей экономики, это вопрос о повышении пенсионного возраста, и сейчас такой момент, когда люди на это отреагируют с наименьшим негативным эффектом".
Комментарии
Ответ состоит из трех частей.
1. Объемы добычи.
Нефть Аравийского полуострова, в основном, легка в добыче и дешева по части себестоимости. И её много.
Длительное время ОПЕК самоограничивала своих участников по части объемов добычи – во имя удержания высокой цены. Теперь же, когда мы говорим о падении стоимости, не нужно забывать, что ОПЕК сняла и ограничения относительно объемов добычи, о чем в последние дни неоднократно напоминали высокопоставленные чиновники стран-членов ОПЕК.
Как шейхи решат (по варианту 1 – есть еще 2 и 3) проблему падения цен? Да просто выкачают и продадут больший объем ресурса.
Многим мальчикам и девочкам неизвестно, что почти все нефтедобывающие страны – и не только шейхи, но и, например, Норвегия – достаточно давно создали и активно развивают так называемые sovereign wealth funds, или SWF.
В эти фонды направляется значительная часть средств, поступивших от продажи нефти в периоды высоких цен на неё, после чего активы реинвестируются в акции, корпоративные и государственные облигации, недвижимость и т.д.
Так, суверенному фонду Катара – того самого Катара, который Чуркин клятвенно обещал по-быстрому уничтожить ракетами и крестным знамением из великой России – принадлежит 17% всем хорошо известной компании Volkswagen. Про британские торговые центры-сети вроде Sainsbury и Harrod`s скромно умолчим.
Но арабские фонды – просто пЫонеры по сравнению с “Statens Pensjonsfond Utland”, суверенным фондом Норвегии. Два факта, чтобы вас впечатлить:
– фонд является крупнейшим держателем акций в Европе – у него акций больше, чем у самых крупных европейских/швейцарских банков и инвесткомпаний;
Так вот: весной-летом этого года, примерно в то же время, когда Чуркин пообещал снести Катар с лица земли – ну, чуточку позже, но то усьо случайность – нефтяные SWF развернули невиданную активность на зарубежных финансовых рынках по скупке ценных бумаг компаний тех секторов, которые являются прямыми бенефициарами (выгодополучателями) удешевления нефти: авиалинии, промышленность, транспорт, розничная торговля и т.д.
Для того, чтобы у них во втором месте прибыло то, что из первого убыло .
3. Политика.
Ну, и не будем забывать о политическом выигрыше. Когда Обама говорил, что “Россия – слабый региональный игрок”, он не лукавил. Но кремлевский карлик этого не понял – поэтому и получил всемирную, привселюдную и унизительную порку.
Шейхи всё делают красиво:
а) укрепляют отношения с США и ЕС, которые в сто крат более важны для цивилизованных арабских стран, нежели бедный и малопредсказуемый Руслянд;
–и тут особое удовольствие доставляет “безвыхидь” Путьки и Лаврова, потому что выйти из “якобы мирного процесса” по Сирии стыдно, а не выйти страшно, потому что завтра с такими темпами нефть будет стоить 10 долларов–
в) по сути – разрушают экономики России, Венесуэлы и Нигерии, крупнейших государств третьего мира / нечленов ОПЕК, а вот это уже задачка с дальним прицелом. Работает “эффект болота”: для того, чтобы вылезти, той же России надо снижать добычу нефти и быть смирной во внешней политике; Путлер же качает черное золото рекордными темпами, продолжает портить воздух соседям близким и далеким, и в результате лишь сильнее тонет, увлекая за собой всю свою страну;
– ну, и по-мальчишески глумятся над болтливыми москалями “за Катар”.
Ибо не хер трогать Катар – придут Саудовская Аравия с Эмиратами и ввалят люлей по самый Сахалин.
:-))
мяса, молока и картофеля