Короткое замыкание всея Кавказа
Транспортная и энергетическая инфраструктура СКФО не готова к вызовам кризиса.
Первые лица кормят реальный сектор экономики Северного Кавказа оптимистичными обещаниями. Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что в будущем году резко вырастут транспортные потоки в округе, а вице-премьер Александр Хлопонин обещает победить коррупцию в топливно-энергетической отрасли (сэкономленное пойдет на новые электростанции и ЛЭП).
Генерал Сугробов: битва за Кавказ
Восстановительный рост после экономического спада на Северном Кавказе можно будет обеспечить, только вложившись в инфраструктуру. Говорили об этом на заседании правительственной комиссии по развитию СКФО в подмосковной резиденции «Горки». И хотя встреча состоялась лишь в канун «черного вторника», когда российский валютный и фондовый рынки рухнули почти на 20%, справедливость предложений никто не отменял.
Открывал заседание премьер-министр Дмитрий Медведев с коротким дежурным докладом, а затем двери для журналистов закрыли. Что такого секретного обсуждали, можно догадаться по списку приглашенных: на совещании присутствовали первые лица МВД, ФНС, ФСБ, Росфинмониторинга, Генпрокуратуры, Следственного комитета…
Потом к журналистам вышел вице-премьер Александр Хлопонин, который кратко рассказал об итогах мероприятия. По его словам, сегодня ТЭК на Северном Кавказе – одна из самых криминализированных отраслей экономики. Наибольшее количество преступлений в сфере ТЭК фиксируется в Дагестане.
Три года назад на Северном Кавказе была создана межведомственная группа по декриминализации ТЭК. Возглавил ее генерал-лейтенант Денис Сугробов, начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России. Да-да, тот самый, фамилию которого нынче знает вся страна. Он самый юный генерал в структурах МВД (ему 34 года), а стал фигурантом самого громкого уголовного дела: его обвиняют в организации преступного сообщества и провокациях госслужащих на взятки. Подчиненный Сугробова, молодой генерал-майор Борис Колесников, якобы покончил с собой, бросившись вниз с пожарной лестницы в здании Главного следственного управления Следкома, куда его вывезли на допрос из изолятора.
МВД достанет должников из-под земли
Последнее заседание межведомственной комиссии по декриминализации северокавказского ТЭК состоялось 25 сентября в Махачкале на базе дагестанского филиала «Газпром межрегионгаза». Говорили о долгах за потребленную электроэнергию (в целом по округу они на сегодняшний день составляют почти 24 млрд рублей) и голубое топливо (около 50 миллиардов), которые уже достигли примерно половины от соответствующих показателей по стране.
Скажем, только с начала года специалисты «МРСК Северного Кавказа» в результате проверок и рейдов выявили почти 13 тысяч фактов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии (объем – 156 млн кВт.ч, чего хватило бы такому городу, как Дербент, на целый год).
Критические долги накоплены перед газоснабжающими предприятиями со стороны муниципальных теплосетей, которым, в свою очередь, не платит население. В случае с «МРСК Северного Кавказа» основная часть должников – это гарантирующие поставщики, электросети. И для теплосетей, и для электросетей (как правило, это вчерашние МУПы) характерна неэффективная работа с должниками и высокий уровень сетевых потерь.
Нередко должники исчезают вместе с огромными долгами (а потом попробуй докажи, что имело место преднамеренное банкротство). Например, сейчас в арбитражных судах рассматриваются дела о банкротстве энергосбытовых компаний в Нальчике, Усть-Джегуте, Ардоне, Карачаевске, Назрани, накопивших долги за электроэнергию («Кавказская политика» уже рассказывала об этом в статье «Энергетический удар по Кавказу»).
По итогам заседания межведомственной комиссии в Махачкале был составлен протокол поручений, которые касались сокращения дебиторской задолженности. Например, в Дагестане были созданы мобильные группы из числа сотрудников МВД и территориальных абонентских участков «Газпром межрегионгаза»: они выявляют потребителей-дебиторов и незаконно подключившихся к газопроводу граждан.
С кем поделятся «сбытовики»?
Беседуя с журналистами, вице-премьер Александр Хлопонин заверил, что полномочия межведомственной комиссии по декриминализации ТЭК в будущем году будут пересмотрены: «Мы решили расширить эту комиссию, заниматься не только декриминализацией, но и по большому счёту вносить какие-то определенные предложения в систему, в структуру управления этим комплексом, для того чтобы все эти проблемы устранить».
Очевидно, что решить экономические проблемы Северного Кавказа нереально без уменьшения доли теневого сектора. По мнению Александра Хлопонина, одна из системных проблем – это заниженные коммунальные тарифы, которые очень далеки от экономически обоснованных.
Между тем, еще с 2009 года для всех республик Северного Кавказа действуют нерыночные (то есть заведомо более низкие) энерготарифы. В июне на предыдущем заседании правительственной комиссии по развитию СКФО министр промышленности Денис Мантуров предложил включить в это постановление и Ставропольский край, который сегодня из-за более высоких, хотя и рыночных, тарифов проигрывает в конкурентной борьбе соседям.
Между тем, само Ставрополье – регион энергоизбыточный: ежегодно в крае пятью крупнейшими электростанциями производится 25 млн кВт.ч электроэнергии, а потребляется лишь около 15, остальное идет на продажу. В таких условиях, правда, вольготнее всего себя чувствуют именно «сбытовики»: например, на шинах генераторного напряжения Невинномысской ГРЭС стоимость киловатта составляет около 90 копеек, а уже перед подачей конечному потребителю – 5-6 рублей. Разница и ложится в карманы электросетевых компаний.
Будет ли и этой проблемой заниматься межведомственная комиссия по декриминализации ТЭК, пока неясно. Но уже очевидно, что сами энергетики от сумасшедших сверхприбылей добровольно никогда не откажутся, сколько бы их ни призывали власти к патриотической мобилизации во время экономического кризиса.
И пока Хлопонин твердит о том, что заведомо нерыночные тарифы губительны для экономики, его коллеги по правительству занимают совсем иную позицию. На последнем заседании правительственной комиссии по развитию СКФО (она прошла в ноябре в Нальчике) министр Лев Кузнецов предложил продлить действие упомянутого постановления №1045 еще на пять лет.
Хотя понятно, что плачевные финансовые результаты, на которые жалуются энергетики Северного Кавказа, – это следствие именно того, что государство пытается в отдельно взятом федеральном округе «скрестить» принципы плановой и рыночной экономики. Долго ли еще и из чьего кармана будут дотировать экономику СКФО? И когда энерготарифы все же начнут возвращать к экономически обоснованным показателям? Увы, все эти вопросы пока остаются без ответа.
Сфинкс vs. Демон
Несмотря на то, что совещание в «Горках» было посвящено проблемам топливно-энергетического комплекса, говорили на нем и о транспортной инфраструктуре. Недавно открылись после реконструкции два аэропорта – в Махачкале и Беслане. Компании, входящие в группу «Сумма» Заявудина Магомедова, обустроили в обоих аэропортах новые взлетно-посадочные полосы, так что теперь принимать здесь могут все среднемагистральные самолеты — как отечественные, так и иностранные. Реконструкция перрона и рулежных дорожек позволила снизить время простоя самолета в аэропорту.
Жаль, правда, что оба аэропорта сдали с месячной задержкой, а возобновить ночные полеты здесь хотят лишь к новому году (пока идет наладка светосигнального оборудования). Тем не менее, чтобы использовать возможности новой полосы на все 100%, и в Махачкалу, и в Беслан обещают привлечь дополнительных бюджетных перевозчиков: количество рейсов увеличится, а цены на билеты, соответственно, должны снизиться.
«[Это] позволит людям проще добираться на Кавказ из других регионов. С учетом того, что мы развиваем на Кавказе туристический кластер и вообще развиваем Северо-Кавказский округ, дополнительные рейсы будут востребованы жителями нашей страны», – заявил Дмитрий Медведев.
Звучит, конечно, многообещающе, как и слова Александра Хлопонина о наведении порядка с энерготарифами. Но стоит помнить, что сегодня авиационная отрасль в России переживает тяжелые времена: например, компания UTair обещала в будущем году сократить свой авиапарк — и, соответственно, количество направлений — на 40%. Сокращают число рейсов и региональные перевозчики, такие как «Комиавиатранс» и «Ак Барс аэро», а с международных направлений (включая даже Москву и Санкт-Петербург) уходят иностранные мейджоры.
Единственное, на что стоит надеяться в этой ситуации Кавказу, – что массово отдыхавшие еще недавно в Египте и Турции россияне будут нынче ездить в Домбай и Кисловодск…
Комментарии