Украина поняла: дело не в политике, а в экономике
Выборы на Украине закончились несколько дней тому назад, победитель пока не объявлен, хотя степень активности населения существенно ниже, чем на прошлых выборах. И причина этого, скорее всего, в том, что люди все чаще и чаще начинают задумываться о реальных последствиях происходящих событий.
И дело тут не в политике, а в экономике. Современная экономика, характеризующаяся высоким уровнем разделения труда, просто не может существовать в малых изолированных группах. Грубо говоря, если вы производите телеги, то вы их можете продавать в своей деревне, если только не будет конкуренции. Если вы хотите продавать колеса от телег, то нужен уже район - иначе вы не сможете получать прибыль. Если спицы от колеса - то область. А если шарики от подшипников - то вам может не хватить всей страны...
Теоретически это не смертельно - что мешает создавать более простые продукты, которые не требуют высокого уровня разделения труда, и, тем самым, могут быть произведены в достаточно замкнутых экономических системах? А против этого выступают те, кто уже достиг высокого уровня разделения труда и теперь хочет расширить свои рынки. Противостояние между СССР и США в экономической сфере состояло в том, что они не пускали на свою территорию товары, произведенные за ее пределами (за очень небольшими исключениями), чем тормозили развитие друг друга. Это привело к взаимному кризису, который в СССР начался раньше (в начале 60-х), а в США - позже (в 1971 году, формальным его стартом было объявление дефолта США - отказа обменивать доллары на золото), но зато протекал сильнее и быстрее.
В этой ситуации некоторые эксперты считают, что СССР выиграл экономическое соревнование двух систем, однако по ряду причин форсировать этот выигрыш не стал. США получили передышку, и использовали ее по полной программе. А именно, разработали экономический механизм (получивший позже название «рейганомика»), который позволил им на время остановить спад, разрушить СССР и обеспечить себе краткосрочный рост за счет захвата советских рынков. Но действие «рейганомики» закончилось, и сегодня мы видим связанный с этим кризис.
Для Украины все закончилось сильно хуже, чем можно было ожидать. Дело в том, что основные ее рынки были, естественно, в СССР, и после его распада она их потеряла. Частично из-за общего спада в России, частично, из-за желания проводить
собственную политику, ориентироваться на собственные интересы.
Ну, разумеется, важную роль сыграла и часть украинской элиты, которая всегда мечтала навсегда отколоть Украину от России.
Но сегодня, когда ветер во многом развеял идеологический угар, в том числе в части того, как понимать интересы, стало понятно, что поддерживать жизненный уровень населения только за счет внутренних рынков просто невозможно. Рынки нужны внешние. Беда только в том, что европейские и, тем более, американские рынки, недостижимы для украинских товаров в принципе. Поскольку позиции элит соответствующих стран просты и незамысловаты: ребяты, вы же сами говорили, что вы за свободу и демократию!
Значит, вы должны принять наши принципы, в том числе, открытые границы. Ну так откройте ваши рынки для наших товаров! А вы на наши пробивайтесь в соответствии с рыночной конкуренцией. Ах, у вас нет нужного качества товаров? Ну так возьмите у нас кредит, только не забудьте его вернуть... Надо ли объяснять, что те кредиты, которые были взяты, в лучшем случае потрачены на текущие выплаты, а в худшем - растворились в неизвестном направлении. А конкурентоспособность украинской экономики только упала.
Есть еще один рынок, на который можно смотреть, это Россия. Причем тут позиция противоположная - Россия готова помогать просто по факту политического сближения. Но беда как раз именно в этом - слишком сильны на Украине те силы, которые боятся такого сближения, как черт ладана.
Фактически это означает только одно: по чисто объективным причинам уровень жизни населения на Украине будет падать. На западные рынки ее не пустят НИКОГДА, а на восточные - ее не пускают амбиции некоторой (далеко не самой большой) части политической элиты. Радует одно - по мере падения жизненного уровня населения влияние этой части элиты будет падать, так что есть еще надежды, что адекватные решения будут приняты. Но чем дальше - тем хуже будет жизнь населения, и ничего с этим сделать нельзя, это объективная ситуация.
PS. Для тех, кто не до конца понял написанное выше - я вовсе не считаю, что сближение с Россией, особенно экономическое, означает вхождение в нее. Но тем, кто активно этого не хочет, предлагаю подумать, чем закончится продолжение текущих тенденций лет через 10. С учетом того, что кризис за эти 10 лет не закончится.
Комментарии