Энергетический вираж
На модерации
Отложенный
Среди перемен, на которые уходящий год был более чем богат, особое место занимают изменения, относящиеся к энергетике Евразийского континента.
Эти изменения способны в ближне- и среднесрочной перспективе кардинально изменить всю систему взаимоотношений поставщиков, транзитёров и потребителей не только Евразии, но и других регионов. В очевидном фокусе внимания сейчас находится стоимость нефти. Цена нефти является одним из инструментов, которым пользуются США и их сателлиты для проведения комплексной экономической и политической атаки на Россию. А точнее — искусственное занижение стоимости этого ресурса, которое до определённого предела вполне возможно осуществлять при наличии достаточных рычагов влияния в странах-производителях.
Несмотря на многочисленные панические прогнозы, ущерб, который понесёт в итоге Россия, вряд ли окажется критичным. Согласно данным ООН и американского US Energy Information Egency, доля экспорта нефти в ВВП Российской Федерации составляет 9%. Что значительно меньше Саудовской Аравии — 45%, или Кувейта — 32%. Понятно, что ущерб для государства от снижения цены на нефть будет нанесён в той степени, в которой его экономика зависит от импортирования нефти. Даже с учётом возможного мультипликативного эффекта, превратись нефть в совершенно бесплатный товар — катастрофы для России не случится и в этом случае. Хотя падение прибыли и уменьшение доходов, разумеется, будут иметь место.
Важным моментом является то обстоятельство, что падение стоимости нефти сказывается не только — и даже не столько — на России. Помимо уменьшения доходов тех сателлитов США, чья экономика замкнута на нефть в значительно большей, нежели российская, степени, занижение её стоимости наносит мощный удар по отрасли, на которую возлагались большие надежды ЕС и США. Речь идёт о сланцевой нефти. Уже при существующей цене на нефть рентабельность сохраняет не более 1/5 всех сланцевых месторождений США. Что немедленно нашло своё отражение в доходности долговых обязательств — сейчас она на 1000 пунктов выше базовой доходности государственных краткосрочных обязательств США.
В соседней Канаде, лучшие нефтяные пески имеют себестоимость в $50 за баррель, а в целом по битуминозным пескам себестоимость колеблется от $50 до $90. Другими словами, при сохранении динамики цен на нефть, то есть при продолжении атаки на Россию с этого направления, «сланцевый пузырь» лопнет уже в недалёком будущем. В добыче сланцевого газа также приходится учитывать новые условия. Не только те, что лежат в области чистой экономики, но и факторы, относящиеся к военно-политической категории.
15 декабря компания Chevron, имевшая большие планы относительно разработки сланцевых полей на Украине, решила в одностороннем порядке выйти из проекта по освоению Олесской площади (Львовская и Ивано-Франковская области). Среди названных причин, в частности, указано, что правительство Украины, а именно Министерство финансов, не реализовало в установленный срок взятые обязательства по приведению своих нормативных актов в соответствие с действующим законодательством Украины. Кроме того, после налоговых реформ, увеличивших вдвое плату за пользование недрами при добыче газа, подписание новых соглашений выглядит крайне маловероятным.
О проблемах со сланцевыми проектами на Украине чуть ранее заявила также британско-нидерландская компания Shell. С ней Украина подписала год назад соглашение о добыче на Юзовском месторождении, которое находится на территории Донецкой и Харьковской областей. Этот проект должен был стать крупнейшим инвестиционным проектом в истории Украины. Две недели назад руководство Shell на Украине заявило, что компания не достигла желаемого прогресса в разведке Юзовского месторождения газа. Причина более чем убедительна — мешают боевые действия в Донбассе.
В общем же, добыча сланцевого газа обретает нулевую рентабельность при стоимости в 80 долларов за баррель. То есть, проекты добычи нефти и газа, относящиеся к альтернативным, потеряют свою привлекательность как минимум до восстановления стабильно-достаточной ценовой планки.
Транзит углеводородов также в значительной степени изменится. Отказ от «Южного потока» — проекта, который Россия последовательно предлагала европейским партнёрам для устранения транзитных рисков, стал для Евросоюза настоящим шоком. Несмотря на то, что никто иной, как Евросоюз столь же старательно пытался придумать аргументы для отказа от газовой магистрали. Сразу после отказа Российской Федерации продолжать проект, из ЕС начали звучать заявления, диаметрально противоположные: оказалось, что «Южный поток» крайне важен для энергетической безопасности Европы, правительства Болгарии и Сербии потребовали от Брюсселя немедленного улучшения отношений с Россией.
Одновременно, для удовлетворения потребностей Турции РФ готова не только расширить мощности газопровода «Голубой поток», но и построить еще одну трубопроводную систему, чтобы обеспечить растущие потребности турецкой экономики. А если будет признано целесообразным, создать на границе Турции с Грецией газовый хаб для потребителей в южной Европе.
Мощности «Голубого потока», который поставляет сейчас российский газ в Турцию по дну Черного моря, составляют 16 млрд куб. м в год. Турция ранее неоднократно предлагала России использовать свою территорию в качестве начальной точки поставок российского газа в Европу. Ход России вполне разумен — строительство новой газотранспортной ветки в Турцию сможет решить вопрос с использованием уже построенных на территории РФ мощностей «Южного потока», сохраняя независимость от полного неожиданностей транзитного маршрута через Украину. Контролируя также Босфор, Турция превратится в монопольного управителя газовой энергетикой юга Евросоюза.
После ряда панических заявлений и попыток успокоить правительства Болгарии и Сербии, Брюссель заявил о существовании альтернатив.
Евросоюз возлагает надежды на азербайджанский газопровод TANAP, пропускную способность которого для Европы предлагается увеличить до 20 млрд кубометров.
Проект TANAP (Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline Project, «Трансанатолийский газопровод») предполагает строительство системы газопроводов от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии. По ним планируется поставлять 6 млрд кубометров газа в Турцию и 10 млрд куб. м — в Европу. «Технические предпосылки для увеличения мощности имеются», — заявил Шефчович. По его словам, все участники переговоров сошлись во мнении, что строительство газопровода будет завершено к 2019 году.
Еще несколько лет назад TANAP рассматривался как альтернатива мертворожденному газопроводу Nabucco, теперь же это преподносится, как единственная возможность для Европы покрыть дефицит газа в среднесрочной перспективе. Тем не менее, есть большие сомнения в том, что будет физически возможно увеличить поставки TANAP, и политика смены одного стабильного контрагента на нескольких новых будет эффективной.
Канцлер Германии Ангела Меркель после встречи в Берлине с болгарским премьер-министром Бойко Борисовым заявила, что Германия и Болгария выступают за проведение новых переговоров с Россией о строительстве газопровода «Южный поток». Поскольку «Евросоюз, в принципе, никогда не высказывался против строительства «Южного потока». Одновременно с этим, президент Международного газового союза Жером Феррье прямо заявил, что Европа не сможет обойтись без российского газа, перейдя на другие поставки. В итоге, либо Евросоюзу придётся сменить риторику и отношение к двустороннему партнёрству, либо расширить «Северный поток», либо инвестировать в строительство новых газопроводов с опорой исключительно на собственные силы.
Постепенно меняется весь баланс энергопотребления, и, соответственно, поставок. Россия экспортирует в Европу (не считая стран СНГ) около 130 млрд куб. м природного газа в год. Общий объем газа, который Европа покупает извне — 314 млрд куб. м в год. Соответственно доля России в европейском импорте газа — 41%, а в общем потреблении — около четверти. Потребление российского газа Евросоюзом снижается. В 2013 году было потреблено 472 млрд куб. м газа — на 14% меньше, чем в 2008-м, и на 1,4% меньше, чем в 2012 году. По итогам 2014 года сокращение потребления составит еще 4-6%.
На этом фоне, по мнению одного из крупнейших поставщиков газа China Gas Holdings Ltd, к 2020 г в связи с постепенным отказом властей от использования угля потребление газа Китаем увеличится в 2,5 раза. В первую очередь, для оздоровления экологии и перехода с угля на более чистое газовое топливо. К концу 2014 г в Пекине планируется построить 4 тепловые электростанции (ТЭС), работающие на природном газе. Газифицировав все ТЭС Пекина, Китай начнёт газифицировать и остальные ТЭС в стране.
Учитывая постепенное снижение потребления углеводородов Европой и растущие потребности азиатских стран, «разворот» на восток выглядит фактически предопределённым. С ростом доли сжиженного природного газа, при существующем опыте использования Северного морского пути для прохождения танкеров-газовозов, изменится не только направление поставок, но и логистика за счёт возникновения качественно новых маршрутов транспортировки.
Несмотря на возникшие после катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1» опасения, атомная энергетика достаточно уверенно развивается. Во всяком случае, в тех странах, экономики которых относятся к развивающимся. Сейчас в Индии действует 20 атомных реакторов, которые вырабатывают чуть менее пяти гигаватт. Согласно же планам индийского правительства, до 2017 года должны быть построены еще 19 реакторов, в т. ч. восемь иностранными государствами, общей мощностью 17 400 мегаватт.
Дорожная карта, подписанная Россией и Индией в 2010 году, предусматривает строительство 14-16 энергоблоков. Но сейчас на высшем уровне говорят, что двусторонний потенциал сотрудничества в этой сфере оценивается в 20-25 блоков, а атомная энергетика становится приоритетом в двусторонних отношениях России и Индии. Генеральное рамочное соглашение и контракт на заказ основного оборудования для третьего и четвертого энергоблоков АЭС «Куданкулам» были подписаны в ходе визита в Индию российской делегации, возглавляемой президентом России Владимиром Путиным. С подписанием соглашения портфель зарубежных заказов Росатома на ближайшие 10 лет составил 100,3 млрд долларов: на днях подписаны соглашения о строительстве второй очереди АЭС «Пакш» в Венгрии, получено разрешение финского парламента на строительство АЭС «Ханхикиви-1», рамочное соглашение на строительство и поставку оборудования для третьего и четвертого блоков АЭС «Куданкулам» и т. д.
В целом, вполне можно ожидать значительного изменения энергетической карты мира. Её новыми полюсами потребления окончательно станут развивающиеся страны, Индия, Китай, страны БРИКС. Сокращающий потребление энергоресурсов Евросоюз из приоритетного партнёра-потребителя станет одним из таковых, что попутно приведёт к усилению транзитной роли Турции, с утратой этого значения Украиной.
Неизбежное изменение цен на углеводородные энергоносители приведёт к охлаждению энтузиазма в освоении сланцевых нефти и газа. Атомная энергетика, как наиболее эффективный и дешёвый способ получения электроэнергии, будет всё больше распространяться в государствах, заботящихся об энергетическом суверенитете и удовлетворении своих потребностей.
Комментарии
Глупости говоришь.