Закарпатье в стратегии Кремля относительно Украины

На модерации Отложенный

Развитие ситуации на Украине и вокруг нее свидетельствует о том, что Россия не откажется от планов по восстановлению своего влияния на эту страну.  

Проект «Новороссия» на Юго-Востоке Украины,  судя по всему,  реализовать не удалось и теперь главная задача Кремля относительно Украины – инициировать  конституционный кризис, который переформатирует государственное устройство Украины в федерацию с широчайшими полномочиями, где «мятежные регионы»  смогут блокировать любые внешнеполитические решения Киева или же де-факто влиять на их принятие.

Цель Кремля -   восстановление сферы российского влияния на постсоветском пространстве, а также в Восточной и Центральной Европе. Ключевым пунктом этого плана является «склонение Украины к дружбе».

Для достижения этой цели, Кремль несомненно будет использовать все имеющиеся у него рычаги и каналы влияния: расширение пророссийских настроений, продвижение концепции «русского мира», вложения в различного рода СМИ и политические силы, которые будут в том или ином виде работать на Кремль, разжигание противоречий между центральным правительством и местным населением,  развязывание конфликтов между украинскими бизнес-элитами и финансово-промышленными группировками,  сохранение статус-кво российской аннексии Крыма и постоянного очага напряженности на Донбассе.

При этом нельзя исключить действий Москвы, нацеленных на создание новых очагов напряженности, которые будут активно использоваться для реализации планов по федерализации и ослаблению Украины.

Наиболее вероятным регионом для возможной дестабилизации является Закарпатье. Этот регион, как видится, идеально подходит для этой цели.

На сегодняшний день более 80% населения Закарпатья составляют русины, которые ассоциируют себя с «русским миром», считают себя отдельным народом и еще с 1991 года требуют от Киева предоставления им широкой автономии.      

На протяжении всех лет независимости Украины, закарпатские русины неоднократно предпринимали попытки требования признания своих прав.

Апогеем стал 2008 год. Тогда, на втором Европейском Конгрессе подкарпатских русинов был принят Меморандум и провозглашена Декларация республики Подкарпатская Русь. Премьер-министром был избран гражданин Украины Петр Гецко.

 Центральной власти в Киеве были выдвинуты требования признать русинов отдельным народом и реализовать положения Закарпатского областного референдума 1991 года о специальной самоуправляемой территории. Киев  проигнорировал эти требования.

Русинское движение за автономию  получило новый толчок после февральских событий этого года в Киеве,  аннексии Крыма и провозглашения ДНР и ЛНР.

Народное правительство Республики Подкарпатская Русь во главе с Петром Гецко активно поддержало самопровозглашенные республики Донбасса.  В марте 2014 года русины обратились с открытым обращением к Владимиру Путину о поддержке в признании  государственности самопровозглашенной Республики.  

В  июне, на митинге в Москве в поддержку Новороссии, Петр Гецко (на сегодняшний день он украинскими властями  объявлен в розыск по подозрению в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины и находится вне пределов территории, контролируемой Киевом),  заявил: «Ужгород и прилегающие населенные пункты в Закарпатье в скором времени так же настоят на автономии. Даже если Россия никак не вмешается в ситуацию на Украине, Донбасс и Закарпатье все равно добьются автономии, только большей кровью».

На протяжении всего 2014 года представители  Республики Подкарпатская Русь и в частности премьер-министр Петр Гецко,  сотрудничали с представителями ДНР и ЛНР, заручились поддержкой руководства непризнанной Республики Южная Осетия.    В июле, в Ялте был подписан «Манифест народного фронта освобождения Украины, Новороссии и Подкарпатской Руси». 

В своих многочисленных выступлениях, заявлениях и публикациях, активно поддержанных российскими  СМИ, Гецко  неоднократно  заявлял: «Мы говорим о варианте конфедерации – конфедеративного субъекта в составе Украины. Мы не исключаем силового варианта, но будем идти до последнего, чтобы придерживаться мирного пути решения вопроса».

Кроме непризнанных республик,  Республику Подкарпатскую  Русь поддерживает Венгрия, выступающая за автономию и двойное гражданство для венгров на Закарпатье.

Активным сторонником автономистских  устремлений закарпатцев является венгерская националистическая партия «Йоббик» (движение «За лучшую Венгрию»), представители которой провели несколько акций под венгерским парламентом и у посольства Украины в Будапеште. А лидеры «Йоббик» и вовсе заявляют, что Закарпатье пора вернуть Венгрии. Кроме того, представители этой ультраправой венгерской партии  принимали участие в качестве наблюдателей  на референдумах в Крыму, в ДНР и ЛНР.

При этом, официальный Будапешт  все чаще и чаще выступает в качестве одного из адвокатов Москвы перед Европейским Союзом. Это в первую очередь объясняется тем, что санкции ЕС ставят под удар договоренности между Венгрией и Россией сразу в нескольких секторах енергетики. Речь идет о строительстве двух новых энергоблоков для венгерской АЭС «Пакш», которое поручили российскому «Росатому».

Кроме того, Венгрия практически на 80% зависит от поставок энергоносителей из России, что не может не сказываться на позиции Будапешта. Именно с этим фактом связывают постоянные резкие заявления премьер-министра Орбана.  Дошло до того, что Венгрия пошла против позиции ЕС в вопросе приостановки строительства Россией газопровода «Южный поток», который должен идти в обход Украины.

Кроме того,  Орбан неоднократно высказывал свою симпатию к Президенту России Владимиру Путину, всеми своими действиями указывая, что прагматическая политика России ему более по душе политики компромиссов от ЕС. 

Официально Венгрия поддерживает европейскую интеграцию Украины. Вместе с тем, такая позиция не мешает Будапешту постоянно идти против интересов Киева. Свои действия Венгрия оправдывает исключительно соблюдением своих национальных интересов.

 

В частности,  в апреле текущего года на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы один из венгерских делегатов во время обсуждения «украинского кризиса» и аннексии Россией Крыма выступил одним фронтом с представителями российской делегации, заявив, что в Украине действуют «скрытые силы», которые пытаются захватить власть.  В сентябре, после переговоров с руководством «Газпрома», Венгрия прекратила реверсные поставки газа на Украину, что послужило одной из причин, которые заставили Киев идти на более интенсивные переговоры с Москвой в вопросе поставок газа.

Наряду с этим, сам Орбан также стал одним из фигурантов скандала, когда в прессе появилась информация о его заявлении, что венгры, которые проживают на территории Украины, в Закарпатье, должны получить автономию и двойное гражданство.

Таким образом,  лишь общая позиция ЕС не позволяет Будапешту в открытую голосовать за решения, которые бы навредили Украине и сыграли на руку Кремлю.

Сами представители  непризнанной Республики Подкарпатская Русь  неоднократно заявляли, что своими  стратегическими партнерами считают Венгрию и, в первую очередь Россию. По мнению Петра Гецко, хотя русины и уверены в безоговорочной поддержке Европы, но они в первую очередь надеются на поддержку  России, которую русины воспринимают в качестве своего духовного отца и ближайшего соратника. Именно этим фактором премьер-министр непризнанной республики пояснил свое решение провести  пресс-конференцию на российской территории 5 декабря этого года.

По словам самого Гецко, говоря с журналистами, он напрямую говорит с Государственной думой РФ. Поэтому, в некотором плане все заявления Гецко, сделанные  в ходе ростовской пресс-конференции, можно расценивать в качестве  официального обращения  закарпатских русинов к российским властям за поддержкой.  С другой стороны, если рассматривать премьер-министра Республики Подкарпатская Русь  не в качестве самостоятельной фигуры, то на фоне заявлений Гецко о возможности силового варианта решения «русинского вопроса», можно сделать вывод о том, что его устами Кремль дал однозначный  сигнал Киеву и Европе о своих возможностях в поддержке крымско-донбасского сценария в Закарпатском регионе Украины.

Маловероятно, что на Закарпатье объявятся «зеленые вежливые человечки». Но можно не сомневаться, что Россия всецело будет поддерживать  русинов в их стремлении к автономизации, т.к. это полностью укладывается в геополитическую стратегию Путина нацеленную на федерализацию Украины.

При этом необходимо учитывать уникальность экономического и транзитного статуса Закарпатья. Электростанция в Мукачево обеспечивает несколько регионов электроэнергией, станция Чоп является узловой железнодорожной переправой на пути из Украины в Европу и главное:  через Закарпатье проходит  магистральный экспортный газопровод в Европу.  Потерять контроль над этими ресурсами Киев не может себе позволить в принципе. Но и силовые акции в регионе могут поставить под угрозу функционирование веток газопровода и сорвать поставки газа в Европу.

На сегодняшний день официальный Киев демонстрирует готовность к переговорам с представителями ДНР и ЛНР в направлении мирного разрешения конфликта и не заинтересован в эскалации ситуации в Закарпатской области. Поэтому русины могут рассчитывать на определенные уступки. Но с уверенностью можно сказать, что никакого автономного образования на Закарпатье Киев не допустит, а любое силовое выступление со стороны русинов будет подавляться украинскими властями решительно и жестко.

Однако,  в  эскалации ситуации на Закарпатье не заинтересована Европа, которая приложит  все усилия для давления на Киев, чтобы не допустить военного конфликта у своих границ.

Кроме того, силовые акции против русинов со стороны киевских властей будут расценены в Европе как «угнетение национальных меньшинств» и  дадут повод  все той же Венгрии, а также Румынии, Словакии и Чехии, которые  поддерживают русинов, заморозить евроинтеграционные намерения Киева.

Таким образом,  не оставляет сомнений, что угроза  дестабилизации ситуации в Закарпатской области является мощным рычагом давления на Киев со стороны России в переговорах о судьбе ДНР и ЛНР.

Как будут развиваться события – покажет время. Однако можно однозначно утверждать, что в силовом развитии ситуации на Закарпатье не заинтересованы ни Украина, ни Европа, ни сами русины.